Путешествие через «Ручеек успеха» — 20 минут

Тренер просит участников разделиться на равные по количеству группы и встать в параллельные колонны лицом друг к другу, как в игре «Ручеек». Тренер объявляет имя и фамилию самого последнего в колонне участника, например: «Ваши аплодисменты Маше

Петровой». Перед началом движения один из тренеров снимает со спины участника лист с обратной связью и передает его тренеру-ведущему для торжественного вручения. Участник начинает движение между колоннами, а остальные участники и тренеры поддерживают идущего бурными аплодисментами. Когда участник доходит до конца колонны, тренер благодарит его за участие в работе лагеря, вручает «сертификат участия в лагере», а также лист с обратной связью. Упражнение завершается, когда все участники прошли через «ручеек успеха» и получили свою «обратную связь» и «сертификат участия».

Создание и вручение глиняных подарков30 минут

После вручения «сертификатов участия» и «обратной связи» тренер просит ребят собраться в круг. Наступает момент вручения памятных подарков, но не простых, а сделанных своими руками. Инструкция может быть такой: «Каждый из вас получит подарок — символ того, что вы получили от лагеря, того, что напрямую зависело от ваших собственных усилий, и подарок этот будет необычный. Каждый из вас создаст его сам, своими руками. Сейчас вы получите по кусочку голубой глины, из которой можете вылепить то, что является для вас символом полученного в лагере опыта. Для каждого это будет свой символ: возможно, солнце, цветок, книга, звезда. Все зависит от вашей фантазии и того, каким вам кажется результат. Итак, вперед! Созданный подарок вы можете оставить себе или подарить другому человеку». Участники получают кусочек голубой глины, из которой каждый создает свой подарок — символ того, что получил от лагеря.

Момент выдачи «сертификатов» и упражнение с созданием подарков-символов — очень важный символический эмоциональный итог семи дней работы и в то же время повод для последующего

осмысления...

При проведении упражнения «Создание подарков» в случае обмена ими между участниками тренерам необходимо сделать так, чтобы подарок был у каждого, чтобы не было людей, оставшихся без этого важного символа. Это можно устроить, например, сделав обмен двусторонним. Если кто-то из участников сделал несколько подарков, то какой-то он может оставить себе, а остальные подарить другим ребятам.

Глава 2. День за днем в Городе мастеров



Герб. Команда 2

Ну, вот и все точки расставлены, осталось собрать вещи, сдать номера и садиться в автобус... Но перед этим обязательно не забудьте сделать общую фотографию!

(Из дневника участника): «В автобусе казалось, что больше с этими людьми не увидимся. Но потом вдруг начался обмен координатами, появилась надежда на встречу. Мы возвращались домой, и мне было обидно, что лагерь так мало длился: всего лишь 7 дней. Из города мастеров я уезжаю с новыми друзьями, новыми качествами, ощущениями. Все страхи и комплексы я постаралась оставить там... Жаль, что мы расстаемся, и здорово, если мы вновь встретимся... Мы будем стремиться к этому».

День практически закончился, было лишь небольшое прощание в Центре — 20 минут — и еще одно напоминание о встречах в Клубе.

После приезда в Центр участники помогли внести вещи в помещение, а затем тренер попросил их собраться в комнате для групповых занятий. Тренер сказал несколько слов о тех изменениях, которые произошли в каждом, и о том, что близкие люди пока не знают об этих изменениях и важно помочь им понять и принять эти изменения. А если возникнут сложности, то у каждого есть возможность обратиться за поддержкой, в том числе и семейной. Затем ребятам важно напомнить о возможности участия во встречах Клуба. А также о важности участия в итоговой встрече по результатам лагеря (тренер сообщает о дате и времени встречи).

Итоговую встречу лучше проводить не ранее, чем через пять дней с момента завершения лагеря, но и не позднее, чем через две недели.

В заключение тренер может провести игру «Дождь», для того чтобы участники смогли оставить в кругу все сложные эмоции и отправиться домой с положительным настроем.

Игра «Дождь»7-10 минут

Тренер предлагает участникам встать в круг и рассказывает легенду: «У всех нас сейчас разные эмоции... Кому-то с ними хорошо, кому-то они не очень приятны. Для того чтобы оставить здесь, в кругу, все то, что мешает, и поделиться друг с другом позитивными эмоциями, можно обратиться к древним ритуалам.-

П

Герб. Команда

%.ц иют*

Посвящение в мастера

День 7. «Я из- -учил науку расставанья...*

У людей с превних времен равновесие эмоций, гармония ассоциировались с таким природным явлением, как дождь. Давайте попробуем вызвать его и услышать... Для этого важно участие каждого из нас. Также важна полная тишина. Сейчас, начиная с В., я буду подходить к 1саждому в кругу и показывать определенные движения. Каждый, к: кому я подхожу, начинает повторять это движение и делает это до тех пор, пока я вновь не пройду по кругу и не покажу новое дви:жение. Будьте внимательны и не начинайте выполнять движение до тех пор, пока я не подойду к вам». Движения тренера:

1) трет- ладони (движение обозначает падение на землю первых капелек дождя);

2) щел ткает пальцами (дождь становится сильнее);

3) хлопает в ладоши (сильный дождь);

4) к хлопкам в ладоши добавляется топанье ногами (максимально с ильный дождь).

Далее в обратном порядке:

5) хлопает;

6) щелкает;

7) трех- ладони;

8) постепенно замедляет темп и останавливается, знаками показывает остальным участникам прекратить все движения.

В завер>шение тренер задает вопрос: «Ну как, услышали дождь?». Участники отвечают, и тренер предлагает дружно поблагодарить всех за этот дождь аплодисментами.

На это:м работу в лагере можно считать официально закрытой и попрощаться с участниками до итоговой встречи.

Для ребят лагерь закончился, а для тренеров наступило время анализа. ЖЛ для начала мы решили почитать анкеты-эссе, в которых участники отвечали на три вопроса: «Мой главный вывод после лагеря»; «Мой главный опыт»; «Что я получил для себя». Практически асе участники достаточно позитивно оценили итоги своего участия а лагере, что нас порадовало. Вот некоторые из них:

«Хороших людей много, и они могут быть у вас под носом, а вы их не замечаете. Важно быть откровенной. Для меня стало важным — поддержка, уверенность в себе, умение все делать сообща, доверять друг другу».

Глава 2. День за днем в Городе мастер

День 7. «Я изучил науку расставанья...»

«Такие лагеря необходимы. Они помогают личности раскрыться узнать что-то новое о себе и других, развить какие-то свои способности, навыки. Я поняла, как нужно действовать в некоторых ситуациях, как лучше общаться с человеком, не причиняя вреда ни ему, ни себе; я поняла, что могу рисовать, даже если не очень хорошо умею. Может, я и сочинять стихи научусь в скором будущем?! Я взяла себе на заметку по какой-нибудь особенности из каждой мастерской. Но все, что я получила, мне необходимо обдумать, и вот тогда я лучше пойму и смогу объяснить все то, что получила».

«Важная мысль: младший — еще не значит слабейший; труд—тоже веселье. Для себя: научился общаться со многими людьми в зависимости от их характера, а не от своего; научился слушать и контактировать с человеком без слов; научился доверию, стал лучше разбираться в людях + навыки сплочения. В какой-то степени появились уже настоящие задатки трудолюбия, целеустремленности и терпимости». «Мой главный вывод после лагеря: я научился общаться, слушать, поддерживать свою команду, не перебивать, быть веселым. Мой главный опыт: не перебивать, работать в команде, отрываться по полной, преодолевать стеснительность. Я получил чувство устремленности, общительности, навыки, которые мне помогут в жизни. Я получил чувство восторга, смелость, чтобы быть счастливым. Я хотел бы пожелать тренерскому составу быть счастливыми, такими же красивыми и становиться директорами, чтобы вы все свои хорошие минуты жизни не тратили напрасно, а отдавали детям».

«Мне очень понравилось, здесь я нашла друга, который даже мне записку написал, что мы нашли друг друга, и это такя подтверждаю. Для себя: стала менее агрессивной, более терпимой и думаю, что спокойней. Приеду в Москву и буду себя испытывать, на что я способна».

«Я научилась внимательно слушать людей. Я узнала, что такое счастье».

«Для меня главный вывод — то, что люди, не знающие друг друга, могут очень сблизиться за неделю. У меня появилось огромное чувство трудолюбия и вера в себя, а без этого цели не достигнуть. Я научился лучше общаться, значит, после этого у меня должно быть много друзей, а друзья — это счастье».

«Главный вывод — иногда первый шаг к людям сделать полезно. Как я захочу и как я сделаю что-то для себя, зависит от меня. Еще

думаю, что все люди замечательные, просто некоторые еще не раскрылись. И если произошло что-то плохое, то не надо расстраиваться, т. к. это тоже бывает и об этом не стоит жалеть. Как быть счастливой, как найти компромисс с другим человеком, как помочь человеку — это одни из самых главных опытов, которые я получила». «Чтобы жить в гармонии с самим собой, нужно тщательно к себе прислушиваться. Чтобы жить в гармонии с миром, нужно быть самим собой, но при этом уважать людей и, прежде чем что-нибудь сказать, встать на позицию другого человека и подумать: а что он сейчас чувствует? Чтобы достигать цели, нужно взвешивать все ресурсы и препятствия и потихоньку избавляться от препятствий». «Человек должен держать свои эмоции при себе. Чтобы узнать человека, надо пообщаться с ним поближе, в первый раз, когда видишь человека, можешь сделать неправильные выводы. Многие страхи просто испарились».

«Я стал понимать, что такое уважение, поддержка, как помочь человеку. Научился рисовать, понимать, уважать, работать с группой. Я получил поддержку, уважение, помощь. С этим я стал целеустремленным и счастливым человеком».

«Я для себя сделала определенные выводы, что надо жить и радоваться, а не грузиться по всяким пустякам. Оказывается, можно так просто разбираться в себе, что я даже не подозревала. Опыт, который я получила, заключается в том, что я теперь точно знаю, какая у меня цель и какие мне нужны для этого ресурсы. Также я теперь могу спокойно решать определенные ситуации без всякой агрессии. Чтобы жить в гармонии с собой, я получила опыт во всех сферах жизни. А чтобы быть счастливой, я познакомилась со многими людьми».

«Опыт общения с людьми, умение находить общее с человеком, умение принимать человека таким, какой он есть, умение видеть жизненные ценности (жизнь прекрасна — это только нужно увидеть). Прежде всего, я избавилась от многих комплексов, в том числе: боязнь, непонимание. Затем я смогла (пока только теоретически) представить, как можно реагировать на злость, вспыльчивость другого человека и как можно контролировать свои негативные эмоции, брать себя в руки в необходимые моменты (но в то же время я уверена, что полностью контролировать эмоции невозможно)».

«Я действительно познал, какой может быть сложной и веселой жизнь. Жизнь интересная и прекрасная. Я задумался над смыслом

Глава 2. День за днем в Городе мастеров

жизни. Поставил для себя определенные цели. Очень рад, что попал в Город мастеров. Эти дни были моделью настоящей жизни. В ней были и радость, и грусть, но мы прошли этот путь. Я по-другому взглянул на жизнь. Теперь я совершенно другой человек. Прохождение через неудачи: научился познавать себя и других, помощь ближнему, открыл для себя мои тайные желания. Стимул: нашел препятствия, которые мешают достижению моих целей. Опыт: теперь я готов к тому, чтобы пройти все свои неудачи».

«Я научился слушать другого человека. Видеть новые возможности в себе и в других. Ставить цели и достигать их. Жить в гармонии с другими. Научился работать с группой, высказывать свое мнение. Я получил поддержку, уважение, помощь. С этим я стал целеустремленней и счастливей».

«Коллективный труд очень сближает, не надо прятать слезы, задеть человека очень легко, нужно больше следить за собой. Умение слушать и сочувствоватьодно из самых главных. Я получил опыт разрешения проблем, опыт общения с интересными людьми, опыт самостоятельной жизни. Я получил навыки общения, поддержки, понимания, навыки решения проблем, благодаря которым я смогу жить в ладу с собой и с миром. Я стал лучше и приобрел такие качества, как сочувствие, понимание, целеустремленность».

«Я узнал гораздо больше, чем одно слово НАРКОТИКИ, я узнал, какие у них названия, какие бывают последствия. Опыт, который я получил, —работать в команде, слушать других, соблюдать «правило одного микрофона»».

«Я, и только я, могу знать, что мне нужно. Все в моих руках. Главный опытэто, наверное, опыт поддержки, а также опыт «группового переживания». Чтобы жить в гармонии с собой и с миром, я получил мудрость. Чтобы ставить цели и достигать их, я получил уверенность в себе и веру в окружающих. Чтобы быть счастливым, я получил опыт сопереживания».

«Я стала немного другим человеком. Думаю, я научилась многому, чего не умела раньше. Для себя я поняла, что некоторые люди могут слушать и поддерживать, а некоторые нет. Я получила опыт больше в день экстремалаэто были действительно трудные ситуации, экстремальные. В какие-то моменты хотелось смеяться, в какие-то плакать, в какие-то уйти. Мне очень понравилось. Я получила мужество, смелость, доверие, способ выражать свои мысли».

«Главные выводы для меняэто то, что я научилась выражать свои мысли, если у тебя есть цель, то достигать ее надо до конца. Опыт, который я получила на этом семинаре, - это опыт поддержки и понимания людей. Для достижения цеуш обязательно нужны друзья, которые дают тебе поддержку».

На этом работу лагеря можно считать официально закрытой и попрощаться с участниками до итоговой встречи. О том, что было после лагеря, о встречах в Клубе мы расскажем в следующей главе.

[


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: