2.1. Вопросы организации маркетинговой деятельности на предприятии
n место маркетинговой службы в организационной структуре предприятия (подчиненность и формы взаимодействия с другими службами).
n основные функции маркетинговых служб
n численность и образовательный уровень сотрудников
n материальная база
n размер и принцип формирования бюджета маркетинга
2.2. Информационно - аналитическое обеспечение службы маркетинга
n маркетинговая информационная система на предприятии:
а) внутренняя система отчетности: получают ли регулярно отчеты о продажах
б) маркетинговые исследования: проводит ли компания какие-либо маркетинговые исследования в отношении оценки спроса, анализа покупателей или конкурентов
в) система поддержки маркетинговых решений
n анализ данных о среде, прежде всего, потребителях, посредниках по сбыту, конкурентах, поставщиках:
n оценка имеющихся возможностей влияния на рынок и создания предпочтений у потребителей
n выявление внутренних ограничений производственного, финансового, кадрового и прочего характера: с какими основными проблемами сталкивается предприятие
|
|
2.3. Вопросы использования на предприятии инструментов маркетинга
n работа с продуктом: определение или изменение его свойств, условия, выбор марочного названия; комплектование производственной программы (ассортимента), гарантии, техническое и торговое обслуживание клиентов;
n ценовая политика: установление и изменение цен, возможности дифференцирования цен, предоставление скидок, кредитование, лизинг;
n каналы распределения продукта: система сбыта, выбор каналов сбыта, применение различных методов продаж;
n коммуникации: реклама, индивидуальная продажа, стимулирование продаж, общественные связи.
2.4. Вопросы контроля в области маркетинга
2.4.1. Контроль экономических результатов
n особенности исчисления затрат на сбыт;
n виды затрат
n контроль сбыта в целом по предприятию и по различным группам и объектам (регионы, продукты, пути сбыта и т.д.)
n контроль доли рынка
2.4.2. Контроль неэкономических показателей
n анализ имиджа предприятия
n отношение потребителей:
какие изменения происходят в составе покупателей; как много покупателей у предприятия; какой объем и доля продажи приходится на самых крупных покупателей; доверять ли своим основным покупателям; как найти своих основных покупателей; существуют ли другие направления совместной кооперации с покупателями; кто является основными конкурентами на рынке; в чем их сильные и слабые стороны; как предприятие конкурирует на рынке
2.4.3. Маркетинг-аудит
|
|
n контроль информационной базы планирования:
почему необходимо составлять (или не составлять) маркетинговые планы; помогает ли кто-то осуществлять планирование; можно ли улучшить маркетинговую деятельность предприятия; что является основным барьером на пути улучшения маркетингового планирования.
n развитие целей и стратегий
n ревизия мероприятий маркетинга
3.Характеристика конкретных маркетинговых проблем и путей их решения на предприятии.
3.1.В качестве индивидуального направления работы каждого студента может быть выбрана одно из следующих:
n разработка стратегий маркетинга на предприятии
n совершенствование оперативного управления маркетинговыми мероприятиями
n оперативный маркетинговый контроллинг
n выбор целевых рынков
n исследование отдельных элементов маркетингового комплекса, в т.ч. продукта, цен на него, каналов распределения, систем продвижения товаров на рынке
По выбранному направлению работы необходимо:
а) изучить и отразить в отчете основные выявленные маркетинговые проблемы, обосновать целесообразность и возможность их решения;
б) дать характеристику состояния проблемы и возможностей вариантов ее решения;
в) разработать рекомендации по решению проблемы;
г) рассчитать предположенный результат практической реализации рекомендаций.
Если речь идет о маркетинговой стратегии, то может быть подготовлена необходимая информация для возможных сценариев развития, либо заключение об уже разработанной стратегической программе со сравнительной оценкой предлагаемых вариантов.
Если речь идет о маркетинговом комплексе (или отдельных его элементах), то необходимо разработать программу маркетинговых мероприятий, либо (если она уже разработана) удостовериться в ее обоснованности, исходя из оценки состояния фирмы и реальности прогноза рынка.
Рекомендации должны быть обсуждены на предприятии, а их практическая пригодность должна быть подтверждена отзывом руководителя практики от предприятия.
В случаях необходимости кафедра разрабатывает дополнения к основной программе практики, учитывающие условия и специфику работы предприятия.