Предисловие. Знаменитый российский ученый й, патриот, врач-демократ, бесстрашный борец с чумой, сподвижник великого полковоюдца Суворова Д. С

Знаменитый российский ученый й, патриот, врач-демократ, бесстрашный борец с чумой, сподвижник великого полковоюдца Суворова Д.С. Самойлович (1746-1805) дал блестящую характеристику врача: «1<Тонкий и просвещенный ум, обширные знания всех наук, основы которых он изучал л с самой ранней юности, глубокое знание своего искусства — вот что является и должжно являться основным достоинством лекаря и врача. Ничего не должно быть грубопго ни в его обхождении, ни в его разговоре, нра­ва ему надлежит быть исключительншо кроткого и, главное, ему следует усвоить ту любезность и вежливость искреннююю и простую, которые должны господствовать во всяком хорошем обществе и быть глаювной его привлекательностью».

Более чем двухсотлетняя историия отечественной медицины подтвердила спра­ведливость этой характеристики. Мноюгие тысячи врачей своей беззаветной работой, а часто жизнью доказали свои высокиеле профессиональные и моральные качества. Од­нако несомненно, что в жизни практически каждого врача порой складывалась обста­новка, когда этих качеств было недостаточно для успешного выполнения врачебного долга. Именно к этим условиям отноосятся слова гениального Н.И. Пирогова: «Если врач в этих случаях не предполагает г себе главной целью, прежде всего, действовать административно, а потом уже враче<ебно, то он совсем растеряется, и ни голова его, ни рука не окажут помощи. Часто я в видел, как врачи бросались помочь тем, которые более других вопили и кричали, виде.ел, как они исследовали долее, чем нужно, боль­ного, который их интересовал в научнном отношении, видел также, как многие из них спешили делать операции, а между тегем как они оперировали нескольких, все осталь­ные оставались без помощи, и беспоряядок увеличивался все более и более».

Что же заставило опытного врачаа, имевшего более чем двадцатилетний опыт ра­боты в клинических условиях, сделатать вывод о том, что сложившаяся в «обычных» условиях организация «подачи» медщицинской помощи больным оказывается несо­стоятельной в особых условиях, когдда «от администрации, а не от медицины зависит и то, чтобы всем раненым без изъятиия и как можно скорее была подана первая меди­цинская помощь, не терпящая отлагат тельств»?

Эти «особые условия» сейчас поплучили название «чрезвычайной ситуации». Для здравоохранения этим понятием обозрзначают обстановку, сложившуюся на объекте (в зоне) в результате аварии, катастрофыы, опасного природного явления, эпидемии, во­енного конфликта и других бедствий^, характеризующуюся наличием или возможно­стью появления среди населения значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельнсгости населения и необходимостью применения особой организации медико-санитарниого обеспечения.

Одной из основных характеристик чрезвычайной ситуации является внезапное возникновение значительного числа пораженных, многие из которых нуждаются в безотлагательной медицинской помо ощи, и невозможность имеющимися в данном месте силами и средствами своевремиенно ее оказать. Наверное, сейчас мы в полной мере не можем считать типичной обеттгановку, на основе которой Н.И. Пирогов сделал приведенные выше выводы. В своей; знаменитой книге «Начала общей военно-поле­вой хирургии», в которой Н.И. Пироюгов обобщил свой опыт оказания медицинской помощи раненым в период Крымскойй войны 1854-1855 гг., он писал: «Представьте себе тысячи раненых, которые по це.елым дням переносятся на перевязочные пунк­ты... И вот, перевязочный пункт быастро переполняется сносимыми ранеными; весь


Предисловие

пол, если этот пункт находится в закрытом пространстве... заваливается ими, их складывают с носилок как попало, скоро наполняется ими и вся окрестность, так что доступ к перевязочному пункту делается труден: в толкотне и хаотическом беспоряд­ке слышатся только вопли, стоны и последний хрип умирающих... Между тем стем­нело, плачевная сцена осветилась факелами, фонарями и свечами, врачи и фельдшера перетекают от одного раненого к другому, не зная, кому прежде помочь; всякий с во­плем и криками кличет к себе. Так бывало часто в Севастополе на перевязочных пунктах после ночных вылазок и различных бомбардировок».

Это трагическое описание необходимо помнить и учитывать при подготовке к работе в чрезвычайных условиях. На обширной территории Российской Федерации распространен почти весь комплекс природных и техногенных бедствий, которые стали явлениями распространенными и частыми, а их медико-санитарные последст­вия - более тяжелыми. Подобная ситуация характерна и для социальных потрясений - военных конфликтов, войн и эпидемий. При этом медико-санитарные последствия при крупных техногенных катастрофах и стихийных бедствиях по количеству и тя­жести часто оказываются близкими к потерям на войне.

Тенденция увеличения числа и тяжести чрезвычайных ситуаций характерна и для других стран мира. Не случайно девяностые годы 20-го столетия Организацией Объединенных Наций провозглашены международным десятилетием по уменьше­нию опасности чрезвычайных ситуаций.

В чрезвычайных ситуациях объем работы по медико-санитарному обеспечению населения в целом и содержание лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпиде-мических и других мероприятий в частности определяются чаще всего не столько ме­дицинскими показаниями (что является решающим фактором в обычных условиях), сколько сложившимися в результате чрезвычайной ситуации конкретными условия­ми: количеством поступающих на этапы медицинской эвакуации пораженных и их состоянием, количеством и квалификацией врачей, наличием средств для эвакуации пораженных и лечебно-профилактических учреждений в районе ЧС, состоянием их оснащенности, наличием резерва медицинского имущества, временем года, состояни­ем погоды и др.

За последние годы разработаны принципы организации медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях. В системе здравоохранения страны созданы специальные службы: для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычай­ных ситуаций в мирное время - служба медицины катастроф, а в военное время - ме­дицинская служба гражданской обороны.

До настоящего времени студенты медицинских вузов не имели ни учебников, ни полноценных учебных пособий, позволяющих в полной мере получить знания по ор­ганизации работы в ЧС мирного и военного времени.

Этот пробел в определенной мере может восполнить предлагаемый учебник, ко­торый разработан в соответствии с действующими учебными программами медицин­ских вузов и учитывает уровень подготовленности студентов к освоению изложенно­го материала.

Большой объем учебника обусловлен тем, что в учебной программе по данно? проблеме количество тем и учебных часов различается в зависимости от профиля фа культета (лечебный, педиатрический, стоматологический, медико-профилактический фармацевтический, медико-биологический и высшего сестринского образования).

Учебник адресован студентам медицинских вузов, но может быть использова! также в процессе дополнительного (последипломного) образования практически: врачей различных специальностей.



По существу, это первый капитальный труд, в полном объеме раскрывающий основные вопросы организации медико-санитарного обеспечения населения в чрез­вычайных ситуациях мирного и военного времени. Он издается в период завершения формирования отечественной службы медицины катастроф и перестройки медицин­ской службы гражданской обороны.

При написании учебника использованы последние нормативные документы, ме­тодические и научные материалы по Всероссийской службе медицины катастроф, Госсанэпидслужбе России, Федеральной медицинской службе гражданской обороны и МЧС России.

При написании отдельных глав учебника использованы работы следующих ав­торов: С.Ф. Гончарова и Г.П. Лобанова (глава 11); А.А. Шапошникова (глава 13); О.В. Воронкова и А.О. Воронкова (глава 14).

Авторы учебника являются участниками разработки основ организации и дея­тельности Всероссийской службы медицины катастроф, учебных программ по меди­цине катастроф, имеют богатый опыт преподавания в ведущих вузах страны вопро­сов медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны. Однако они не исключают того, что в построении учебника, его содержании и в методике изло­жения некоторых положений имеются отдельные недостатки. Поэтому авторы с при­знательностью примут предложения и замечания по его совершенствованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: