Лабораторная работа N5

Работа с таблицей как с базой данных

Выполнение статистических расчетов по данным таблицы

Понятие базы данных (БД)

Базами данных называют большие объемы информации, имеющей определенную структуру и хранящиеся в специальных файлах на диске (файлах баз данных).

База данных реляционной модели (relation – отношение) представляет собой двумерную таблицу, строки которой принято называть записями, а столбцы – полями.

Каждое поле БД (столбец) должно иметь свое уникальное имя и может содержать только однотипные данные. Запись БД (строка), наоборот, может состоять из разнотипных значений, т.к. в одной БД (таблице) могут содержаться разнотипные поля (столбцы). Наиболее часто используются поля числового и символьного (текстового) типа.

Для обработки таблицы ЭТ как базы данных в программе MS Excel используется специальная команда Данные. При этом перед выполнением команды необходимо выделить всю БД, т.е. таблицу целиком вместе со строкой с именами полей (столбцов). В качестве имен полей можно использовать уже заданные названия столбцов в том случае, если «шапка» таблицы занимает всего одну строку ЭТ. В противном случае необходимо добавить строку с именами полей над строками с данными.

Пример БД реляционной модели:

Фамилия Год рождения Адрес Телефон
Иванов А.В.   Тверь, ул. Горького, 22-5 55-32-10
Петров С.И.   Тверь, ул. Советская, 20-15 31-25-77
Сидоров К.П.   Тверь, Тверской пр-т, 18-10 33-38-45
Иванов И.К.   Тверь, ул. Благоева, 34-2 56-43-87
Смирнов Д.А.   Тверь, ул. Спартака, 15-24 44-65-38

Сортировка записей БД

Для выполнения сортировки записей БД (строк таблицы) используется команда Данные→Сортировка. Предварительно должна быть выделена вся БД, т.е. вся таблица вместе с именами полей (а не один столбец!). В окне диалога команды нужно задать порядок сортировки (по возрастанию или убыванию), а также поле (столбец), по которому будет происходить сортировка записей (строк), т.е. ключ сортировки. Для символьных полей сортировка по возрастанию соответствует сортировке по алфавиту, а по убыванию – в порядке обратном алфавитному.

В программе MS Excel может задаваться последовательная сортировка записей БД по трем ключам (первичному, вторичному и третичному). Кроме того, пользователь может сам выбрать способ идентификации полей сортировки (ключей) либо по названиям полей, либо по обозначениям столбцов ЭТ (например, если у БД нет строки с именами полей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: