Методы воздействия государства на цены

Формы и методы государственного регулирования цен очень разнообразны и применяются в различных сочетаниях. Методы государственного регулирования цен можно подразделить на прямые и косвенные.

При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровни цен. В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции (гл.25 НК РФ), и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие:

Замораживание цен – временный или частичный запрет на изменение цен. Такой подход применяется при высокой инфляции для стабилизации уровня цен.

Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен, не превышающим по своему уровню установленные фиксированные цены.

Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься.

В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.

Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Органам исполнительной власти разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарства и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок из установления и применения.

Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны либо принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.

Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам.

В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управления доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

К косвенным относят методы, при помощи которых государство регулирует поведение субъектов, участвующих в ценообразовании, но не диктует порядок и способы определения цены и ее уровня. В основе косвенных методов лежат нормативные акты, направленные на формирование конкурентной среды: антимонопольное законодательство, различного рода соглашения между государством и предприятиями о «разумной» политике цен, акты о ценовой дискриминации, о ценах и рекламе.

В число методов косвенного воздействия государства можно включить:

· регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной зарплаты и разработка системы оплаты труда бюджетников);

· регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение)

· разработка системы мер, способствующих товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, применение различных мер по защите внутреннего товаропроизводителя)

· создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка;

· государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций;

· эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции.

Эффективность методов зависит от правильного выбора условий их применения и длительности регулирования цен.

В сфере государственного контроля должны также находиться и формы ценообразования. Государство может запрещать применение тех или иных форм ценообразования или оспаривать их в судебном порядке как противоречащие действующему законодательству.

В условиях рыночной экономики роль государства заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии при помощи экономических мер на принятие товаропроизводителями решений по ценам, оказание им методической помощи, разработку правовых норм и законов по ценообразованию, которые направляют экономические поведение субъектов собственности в русло обязательных условий для всех законов товарного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: