Работа с текстом. Если теория воспитания рассматривает общие педагогические закономерности, принципы воспитательного процесса

Если теория воспитания рассматривает общие педагогические закономерности, принципы воспитательного процесса, его сущность, содержание и структуру, то практика воспитания – это реальное осуществление людьми целенаправленного духовного воспроизводства новых поколений в конкретных условиях.

В педагогическом словаре указывается, что воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности педагогов и воспитанников, цель которой – создание условий для полноценного развития личности [11, с. 25 – 26, 80].

Необходимо учитывать, что методики воспитания, которые применяются в учреждениях профессионального образования, должны обеспечивать формирование компетентного специалиста, адекватного требованиям современного рынка труда.

Таким образом, методика воспитательной работы в учреждении профессионального образования – это часть педагогической науки, которая изучает и описывает систему научно обоснованных методов, правил, приемов, техник целенаправленной воспитательной деятельности, обеспечивающую формирование социально и нравственно зрелой личности, ее профессиональное становление и развитие.

Методика воспитательной работы может включать следующие основные компоненты:

– диагностический – выявление, осмысление, обобщение и систематизация конкретного опыта воспитательной работы;

– конструктивный блок – подготовка методических рекомендаций по применению педагогического опыта с учетом особенностей учреждения образования и подготовка педагогов к присвоению опыта;

– творческий – разработка механизма распространения педагогического опыта и его внедрение в воспитательный процесс учреждения образования.

Для разработки методик воспитательной работы, важно понимать сущность процесса воспитания и осознавать возможные результаты этого процесса. Напомним, что известно несколько определений понятия «воспитание», например:

– Воспитание как процесс формирования личности под влиянием всей социальной окружающей действительности (социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия).

– Воспитание как процесс усвоения общественно значимого социального опыта (Г.Нойцер).

– Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи общественно-исторического опыта одним поколением и усвоение его новым поколением [11, с. 22].

– Воспитание в широком понимании смысла этого понятия – это процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

В.С.Кукушин в своем учебном пособии делает обобщенный вывод, что «воспитание – это сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика» [20, с. 9].

Воспитание осуществляется всеми социальными институтами. Воспитывать можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения. Но важная роль в воспитании людей принадлежит образованию. В процессе образования осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, с помощью специально подготовленных педагогов. Во второй половине ХХ века оформилась во всех странах мира идея непрерывного образования, то есть ресурсом общества является человек, развивающийся непрерывно. При этом человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран мира правом человека на образование.

В разных странах мира в рамках образования реализуются разные ценности, что приводит к возникновению различных типов образования. Первый тип образования характеризуется наличием практической направленности, то есть содержание образования включает минимумом сведений, имеющих отношение к жизнедеятельности человека. Второй основан на культурологической ориентации. Человек при этом получает много сведений, которые могут быть не востребованы непосредственно в практической деятельности. Для преодоления недостатков в указанных типах образования, стали создаваться образовательные проекты, позволяющие подготовить компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, уметь воздействовать на них, принимать участие во всех сферах социальной жизни. Современный человек должен уметь оценивать собственные возможности, иметь критическую позицию, предвосхищать результаты своей деятельности, уметь общаться и брать на себя ответственность.

Смысл понятия “воспитание” позволяет выделить следующие функции воспитания:

созидательно-культурную – сохранение, передача и воспроизводство культуры; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации и творческой индивидуальности;

социальную – обеспечение исторического процесса смены поколений, формирование характера человека, развитие его способности преодолевать жизненные препятствия, адаптироваться к социальной и природной среде, нести моральную ответственность;

человекообразующую – развитие творческого потенциала личности, его духовных сил, способностей и умений, обеспечение достижение человеком интеллектуально-нравственной свободы и личного счастья, защита и охрана воспитанника.

В Законе Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» (утв. 29 июня 2003 года, № 216-3) указывается, что воспитание включает целенаправленное формирование личности в процессе обучения, внеурочной деятельности, а также создание условий для самовоспитания обучающихся, а целью воспитания является формирование социально и нравственно зрелой личности.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека с социальной средой.

Процесс воспитания – это процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями [13, с. 124 – 125]. В воспитательном процессе реализуются цели, принципы, содержание, методы, формы и средства воспитания.

Педагогический процесс характеризуется тем, что педагогическое взаимодействие субъектов (педагогов и обучающихся) осуществляется в целостном сочетании процессов обучения, развития и воспитания, которые можно определить с позиции обучающегося следующим образом:

· обучение – специально организованный процесс приобщения и усвоения субъектом социокультурных норм (научных, правовых, политических, моральных, эстетических, религиозных и др.), новой информации;

· развитие – специально организованный процесс выращивания субъектом собственных способностей, овладение цивилизованными, созидательными способами деятельности;

· воспитание – специально организованный процесс управления субъектом собственными потребностями, то есть процесс, который направлен на изменение потребностей, их переструктурирование, возникновение новой иерархии с преобладанием потребностей духовных.

При этом основные составляющие процесса воспитания следующие:

· воспитание духовное – изменение потребностей в сторону повышения уровня духовности, нравственности, предпочтения духовных ценностей;

· воспитание социальное – изменение потребностей в сторону повышения социальных ценностей: культуры, профессионализма, гражданственности;

· воспитание биологическое – изменение потребностей в сторону повышения индивидуальных ценностей (род, пол, здоровье, жизнеспособность, жизнедеятельность).

Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие.

Социальное становление и развитие человека состоит в постепенном вхождении его в общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. В этом конечная цель человеческого бытия на Земле. В процессе воспитания происходит управление развитием человека, создаются специальные стимулирующие условия для успешного продвижения вперед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: