Социально-экономические преобразования в стране, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, усложнение технологических процессов, внедрение новых производственных и информационных технологий требуют от современного работника высокого уровня профессиональнной компетентности. Новые экономические условия изменили социальный заказ на будущего специалиста. Это объясняется тем, что общество с рыночными отношениями привело к изменению профессиональной деятельности, а использование новых технологий в производстве и управлении привело к существенным изменениям в профессионально-квалификационных требованиях. Возрастают требования к умственным действиям работника (диагностика, прогнозирование, программирование и др.) Появился спрос на такие качества профессионала как мобильность, гибкость, способность к смене видов профессиональной деятельности, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Общепринятым является факт, что уровень экономического развития страны зависит от уровня образования общества. Воспитание обеспечивает подготовку людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе к выполнению многообразных социальных функций.
|
|
Сфера образования Республики Беларусь представляет собой сложную многокомпонентную систему, которая обеспечивает необходимые условия для непрерывного развития человека, его профессионального становления и развития. Повышение качества профессионального образования связано с подготовкой компетентных специалистов, которые смогут качественно выполнять необходимые компетенции на рабочем месте.
В словаре иностранных слов указывается, что термин «компетенция» (лат. competentia соответствие, соразмерность) означает круг полномочий какого-либо учреждения или лица, круг вопросов, в которых данное (компетентное) лицо обладает познаниями и опытом [21, с. 243].
Целесообразно выделять следующие группы компетенций:
– компетенция на уровне специальности – макрокомпетенция (миссия специалиста в конкретной отрасли экономики);
– компетенции на функциональном уровне – мезокомпетенции (определяются должностными обязанностями специалиста);
– компетенции на операционном уровне – микрокомпетенции.
Результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков показали, что система компетенций современного специалиста в любой отрасли экономики может включать следующие компоненты:
– специальные (сугубо профессиональные) компетенции;
– компетенции в сфере познавательной деятельности;
– компетенции в сфере общественной деятельности;
– компетенции социального взаимодействия;
|
|
– компетенции в сфере саморазвития и здоровьесбережения.
Работник должен быть компетентен выполнять вышеуказанные компетенции, то есть компетентность – это личностная категория, интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности, определяющаяся системой профессиональных знаний и умений, опытом, социально и профессионально значимыми качествами личности.
Приводим в качестве примера, разработанную автором, компетентностную модель выпускника инженерно-педагогического факультета Белорусского Национального Технического Университета по специальности – Профессиональное обучение (квалификация – педагог-инженер) (таблица 1).
Таблица 1 – Компетентностная модель выпускника вуза по специальности – Профессиональное обучение (квалификация – педагог-инженер)
Компетенции педагога-инженера | Выпускник вуза должен быть компетентен: |
Компетенции в сфере познавательной деятельности | – решать теоретические и практические производственные задачи; – применять методы научного познания, системный и сравнительный анализ; – работать с компьютерной техникой; – применять современные методы поиска, обработки и использования информации; – решать производственные проблемы на основе творческого подхода; – владеть лингвистическими навыками (устная и письменная коммуникация) и иностранным языком как средством профессионального общения |
Компетенции в сфере общественной деятельности | – выполнять роли избирателя, члена социальной группы, коллектива на основе знаний идеологии белорусского государства, нравственных и правовых норм, принятых в обществе; – анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества |
Компетенции социального взаимодействия: | – организовывать конструктивное социальное взаимодействие на основе личностно и социально значимых ценностей и норм; – эффективно работать в коллективе, команде на основе чувства солидарности, общности, сопричастности |
Компетенции саморазвития и здоровьесбережения | – работать самостоятельно, нести персональную ответственность за результаты труда; – критически относиться к информации; – повышать свой уровень профессионального мастерства в течение всей жизни; – применять доступные методы здоровьесбережения; – проявлять мобильность и креативность при решении профессиональных задач; – проявлять культуру мышления, речи, общения |
Компетенции в рамках сугубо педагогической деятельности | – формировать профессиональные знания, умения и навыки у обучающихся, обеспечивать их профессиональное становление и развитие; – применять современные методы теоретического обучения по общепрофессиональным, общетехническим и специальным учебным предметам (дисциплинам), а также производственного обучения по направлению специальности; – применять современные технологии образования взрослых; – проектировать, организовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода и теории развивающего обучения; – совершенствовать педагогический процесс на основе поиска оптимальных методов, форм, средств обучения, применения современных педагогических и информационных технологий; – планировать и организовывать внеурочную воспитательную работу на основе нормативных документов, определяющих содержание современной системы воспитания в учреждениях образования; – применять современные методы идеологического и нравственного воспитания; – организовывать конструктивное педагогическое общение; – соблюдать права обучаемых, оказывать им психолого-педагогическую поддержку; – осуществлять педагогический контроль и коррекцию образовательного процесса |
Компетенции в рамках научно-методической деятельности | – разрабатывать учебно-программную документацию (учебные, тематические, поурочные планы, учебные программы и т.п.); – составлять учебно-методические комплексы, разрабатывать основные их компоненты и адаптировать к реальным условиям учреждения образования; – внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии, автоматизированные обучающие системы, электронные средства обучения, различные типы автоматизированных тренажерных комплексов; – создавать и развивать материально-техническую базу учреждения образования |
Компетенции в рамках организационно-управленческой деятельности | – осуществлять анализ развития рынка труда, тенденций развития отрасли, профессий и специальностей; – обеспечивать перспективное и текущее планирование учебной, производственной, воспитательной работы; – осуществлять организационно-методическую деятельность в учреждении образования (в работе педагогического совета, методических, цикловых комиссий, творческих объединений педагогов); – обеспечивать качество профессионального обучения и воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов и государственных программ; – готовить документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам; – разрабатывать договоры на проведение производственного обучения, учебных и производственных практик с промышленными предприятиями, другими учреждениями образования; – готовить доклады, методические разработки, материалы к профессиональным конкурсам и смотрам, другим организационно-методическим мероприятиям; – поддерживать и контролировать трудовую и производственную дисциплину – анализировать и оценивать тенденции развития техники и технологий; – изменять вид и характер своей профессиональной деятельности; – решать управленческие задачи на основе конструктивных производственных отношений с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; – понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы в конкретной области своей деятельности |
Компетенции в рамках исследовательской деятельности | – владеть основными методами педагогических и инженерных исследований; – организовывать и проводить педагогический и инженерный эксперимент, интерпретировать результаты исследования; – организовывать и проводить мониторинг качества образовательного процесса; – проводить научно-исследовательскую работу по направлению специальности |
Компетенции в рамках проектной деятельности | – работать с нормативно- технической и справочной литературой; – разрабатывать конструкторскую документацию; – осваивать новые виды техники и инновационные технологии по направлению специальности; – проектировать новые материальные объекты, создавать новый интеллектуальный продукт; – проводить патентный поиск, оценивать патентноспособность и патентную чистоту технических решений |
Компетенции в рамках производственной деятельности | – применять технологическое оборудование, приспособления и инструменты, приемы и последовательность выполнения работ в отрасли; – разрабатывать технологические процессы выполнения работ при создании материальных объектов или продуктов интеллектуального труда и обеспечивать их реализацию в производственных условиях; – проводить экономические расчеты; – производить нормирование учебно-производственных работ; – участвовать в рационализаторской и изобретательской деятельности проводить патентно-информационный поиск, оформлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности; – соблюдать правила и нормы охраны труда, пожарной и экологической безопасности; – владеть одной или несколькими профессиями рабочих (служащих) в рамках одного из направлений специальности (иметь разряд, класс, категорию) |
Компетенции в рамках инновационной деятельности | – осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям; – определять цели инноваций и способы их достижения; – работать с научной, технической и патентной литературой; разрабатывать бизнес-планы создания нового оборудования, технологии; – оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых оборудования и технологий; – проводить опытно-технологические исследования для создания и внедрения нового оборудования и технологий, их опытно-промышленную проверку и испытания |
|
|
|
|