Продажа товаров в форме индивидуального обслуживания, в том числе с открытой выкладкой — это форма продажи, при которой ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом товаров осуществляется самостоятельно или с помощью продавца, а проверка качества, консультация, упаковка и отпуск товаров производятся продавцом.
При открытой выкладке товары размещаются на рабочем месте продавца. Покупатели, не ожидая очередности обслуживания продавцом, самостоятельно осматривают и выбирают нужные изделия, при необходимости пользуются консультацией продавца. Отпуск товаров производится продавцом.
Если товары закрыты стеклом, целлофаном и доступ к ним регулирует продавец, то эту форму продажи нельзя считать открытой выкладкой.
Открытой выкладкой рекомендуется продавать фарфоро-фаянсовые товары, бижутерию, сувениры, электротовары, тюле-гардинные изделия и др. Расчет за товары может производиться непосредственно через кассовые аппараты, установленные на рабочем месте продавца.
При продаже товаров по форме индивидуального обслуживания, в том числе с открытой выкладкой, обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в табл. 6.8.
Табл. 6.8. Методы организации торгово-технологического процесса
Основные элементы торгово-технологического процесса | Обязательные методы организации торгово-технологического процесса |
2 | |
Ознакомление покупателей с ассортиментом имеющихся товаров | Выкладка товаров на островном и пристенном оборудования (горках, стендах, подиумах, остекленных витринах с подсветом, витринах-прилавках и др.) для осмотра покупателями Показ тканей, штучных изделий из тканей, тюле-гар-динных изделий на горках с подвижными элементами и приспособлениями (консолях, подвесах, экранах), позволяющий покупателям осматривать товар со всех сторон и сравнивать по расцветкам и рисункам |
Для различных групп товаров могут быть рекомендованы те или иные методы продажи (табл. 6.9).
Табл. 6.9. Рекомендуемые методы продажи отдельных групп и подгрупп товаров в магазине
Сложнотехнические хозяйственно-бытовые машины и приборы | + | ||
Фарфоро-фаянсовая и стеклянная посуда в комплексах | + | ||
Дорогостоящие канцелярские товары | + | + | |
Прочие непродовольственные товары | + | + |
В отличие от других форм продажа товаров по форме индивидуального обслуживания в условиях перехода к рыночной экономике получает усиленное развитие, что объясняется рядом факторов (резкое снижение поставок товаров в расфасованном виде и в таре-оборудовании, рост числа краж товаров из-за резкого увеличения цен и снижения доходов населения, расширение частной, неорганизованной торговли и т.п.), что нельзя признать оправданным, так как это ведет в итоге к росту затрат общественного труда и снижению эффективности розничной торговли.