Взаимодействие взрослых с детьми в разных моделях воспитания

В

заимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В практике воспитания мож­но выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-ориентированной педагогики.

В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода и педагогических воздей­ствий, направленных на формирование знаний, умений и на­выков. При этом он выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответст­вующего конкретным нормам. Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положитель­ное самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве педагогической цели. Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания, не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнитель­ного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Зада­чей педагога выступает реализация программы, удовлетворе­ние требований руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в за­кон, не допускающий каких-либо исключений. Данную мо­дель можно назвать моделью, центрированной на взрослом.

Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:

• воздействие авторитетом;

• наставления, нотации;

• указания;


I


126 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


1. Взаимодействие педагогов с детьми i 27



• контроль;

• наказание, окрик.

При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как прави­ло, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать довери­тельные отношения, оказывать каждому малышу эмоцио­нальную поддержку. Особое значение в рамках данной моде­ли имеет формирование у детей навыков «правильного пове­дения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педаго­гического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школь­ного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко рег­ламентируется взрослыми.

В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя за­нять и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной пе­дагогики, ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с окружающи­ми, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и технологиях.

Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:'

полностью зависеть от взрослого в решении любых проб­
лем, подчиняться чужим влияниям.
Привыкший под­
чиняться указаниям взрослых ребенок приучается к то­
му, что за него все решают старшие, становится пассив­
ным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной
инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он
усваивает «истину», что всегда правы те, кто старше и
сильнее;


зависеть от внешнего контроля. Под влиянием посто­янных оценок и замечаний взрослых, которых не инте­ресует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, ста­новится неуверенным в себе;

подавлять свои чувства, ведь они никого не интересу­ют. Ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плак­сой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». В период адаптации к дошкольному учреждению он ока­зывается предоставленным самому себе, не встречая у воспитателей понимания своих трудностей и эмоцио­нальной поддержки;,

вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ни­ми взрослых и тогда, когда наблюдения нет. Стремле­ние педагога навязать детям свою волю чаще всего при­водит к тому, что мотивом деятельности ребенка стано­вятся желания взрослого, а не собственные интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение его может меняться, резко отличаясь от ожидаемого; он приучается жить по «двойному стандарту»;

игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание — малоэффективный способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют т,е поступ­ки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;

быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке?», «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Де­лай, как все».

Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воз­действий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появле­нию детского негативизма.

Альтернативу авторитарной модели воспитания представ­ляет личностно-ориентированная педагогика, целью кото­рой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.

Основные принципы личностно-ориентированной педаго­гики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его


128 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


1. Взаимодействие педагогов с детьми ^ 29



способности. Задача взрослых — создать условия для раскры­тия потенциальных возможностей каждого малыша, форми­рования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательнос­ти. Умения и навыки в рамках данной модели рассматривают­ся не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в ка­кой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педаго­гической работы. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, кото­рая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собст­венную активность, наиболее полно реализовать себя.

Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирова­ние активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В его основе лежат не директив­ные методы (безличное манипулирование, осуждение, нака­зание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на ос­нове равноправия и сотрудничества. Взрослый не подгоняет малыша под стандарт, не меряет всех одной меркой, а при­спосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. В рамках личностно-ориентиро-ванной педагогики взрослый — не непререкаемый автори­тет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятель­ности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напря­женности и конфликтности.

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:

• признание прав и свобод ребенка,

• сотрудничество,

• сопереживание и поддержка,

• обсуждение,

• гибкое введение ограничений.

Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ре­бенку чувство психологической защищенности, развивать в


нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающе­му миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и свер­стниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

уважать себя и других. К ним самим относятся с уважени­ем, а отношение ребенка к себе и другим отражает харак­тер отношения к нему окружающих взрослых;

чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказы­вают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоле­ния;

быть искренним. Если взрослые поддерживают индиви­дуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказа­ний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

брать на себя ответственность за свои решения и по­ступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по ду­ше, партнеров по игре способствует формированию лич­ностной зрелости ребенка и как следствие — формирова­нию чувства ответственности за свои выбор;

думать самостоятельно, так как взрослый не навязы­вает ребенку своего решения, а помогает сделать это са­мому. Уважение его точки зрения способствует самосто­ятельности мышления;

адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не от­вергаются, а принимаются взрослым, который стремит­ся разделить или облегчить их. Помогая ребенку осо­знать свои переживания, выразить их словами, взрос­лый способствует формированию у него умения прояв­лять чувства социально приемлемым способом;

понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.


5 1246


130 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


1. Взаимодействие педагогов с детьми i 31



Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыс­лов, в построении собственной личности. Такие взаимоотно­шения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспита­ния и свою роль в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: