Для работы с детьми раннего возраста

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие дру­гого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Маленькие дети очень чувствительны к от­ношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжела­тельность, равнодушие. Искренность воспитателя проявля­ется в том, что он присутствует в ситуации общения не фор­мально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Позитивное принятие другого человека подразумевает по­ложительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в проти­воречие с предыдущим принципом, согласно которому воспи­татель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Други­ми словами, взрослый может выражать ему не только поло­жительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Эмпатия — это способность принимать точку зрения дру­гого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслуши-


вает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в об­щении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают располо­жение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настрое­ние, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает * собственный эмоциональный опыт.; Педагог как профессионал должен:

• хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, иметь представление о психологических закономернос­тях развития ребенка на разных возрастных этапах;

• обладать соответствующими навыками ухода за детьми раннего возраста;

• быть знаком с современными образовательными про­граммами для детей раннего возраста;

• уметь играть с детьми, знать детскую художественную литературу (сказки, стихи, потешки, песенки), владетб навыками в разных видах художественно-эстетической деятельности;

• владеть культурой общения (соблюдать этические нор­мы, проявлять корректность при обсуждении с родите­лями особенностей ребенка, быть внимательным и доб­рожелательным в общении с коллегами и т.п.) и речи (она должна быть грамотной, служить образцом пра­вильной литературной речи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: