Специфика взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста

Непременным условием правильно организованной работ ты с детьми является реализация воспитателями индивиду­ального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребен­ка: его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.

Индивидуальный подход подразумевает также личную ад-ресованность обращений взрослого к ребенку. Это имеет осо­бое значение, поскольку малыш способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они


5*


132 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


1. Взаимодействие педагогов с детьми j 33



адресованы к нему непосредственно. Потребность в личност­ном общении со взрослыми возникает у ребенка первой среди других социальных потребностей и в первые годы жизни иг­рает решающую роль в его развитии. Занятия, в ходе кото­рых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музы­кальные, физкультурные и др.), необходимо индивидуаль­ное обращение, присутствие взрослого рядом, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.

Следующая особенность работы с детьми раннего возрас­та — опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы воспитания и обучения — инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т.п. — чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и речь ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями, поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны ему. Эта особенность ма­леньких детей предъявляет особые требования к деятельно­сти воспитателя, которые заключаются в том, что речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизни, главное место в которой занимают дейст­вия с предметами.

В работе педагога следует учитывать такую характер­ную особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность воспри­ятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их ув­лекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятель­ность, включенность в нее самого воспитателя создают «об­щее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют актив­ность каждого ребенка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: