Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста

Интерьер помещений. Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное со­стояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для них, так и для взрослых. В ней должна быть предусмот­рена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.

Необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение. С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учрежде­ния (веранды, спортивные снаряды), создается красивый ландшафт (летом — аллеи, клумбы, лужайки, арки, укра­шенные вьющимися растениями; зимой ■— скульптуры из снега). Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты хорошо освещены, украшаются цветами, зеркалами, яркими кар­тинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть зимний сад, звучать музыка, при входе в группу малышей может «встречать» большая игрушка (медведь, Чебурашка, Микки-Маус и др.). Все эле­менты интерьера должны быть со вкусом оформлены, следу­ет избегать мрачных тонов, учитывать особенности детского восприятия. Светлые, нарядные интерьеры привлекают вни­мание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.


224 HI. Содержание и методы педагогической
_________ работы с детьми раннего возраста


7. Организация развивающей предметной среды 225



Помещение для приема детей должно быть удобным, уют­ным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). Имеется достаточное количество бан­кеток для одевания и раздевания. На стене при входе разме­щается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий и пр.). Стены украшаются цветами, фотографиями детей. Специ­альное место отводится для демонстрации детских работ (ри­сунков, лепки и пр.). На столике или в специальном кармаш­ке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обнов­ляются дидактические материалы для родителей (списки ре­комендуемой литературы по воспитанию детей, журналы, ксерокопии статей и пр.).

Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуж­дам маленьких детей и удобно для воспитателя. У каждого имеется свой горшочек и полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение.

В помещении для приема пищи, игр и занятий распола­гается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых можно отдохнуть и полазать. В группе должна быть предусмотрена мебель для взрослых: кресло или небольшой диван, на которых воспитатель может почитать ребенку книжку, побеседовать с ним или отдохнуть в то время, когда малыши спят. Уют и тепло со­здают коврики, на которых малыши могут играть самосто­ятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.

Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться, играя в прятки, или, испыты­вая коммуникативные перегрузки, некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или за­навеской уголок комнаты или домик, в котором могут помес­титься 1—2 ребенка.

Мебель и оборудование располагаются так, чтобы было до­статочное пространство для двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно хо­дить, ползать, бегать, кататься на велосипедах, возить за ве­ревочку машинки, толкать перед собой тележки.


Оформление приемной и групповой комнаты должно про­буждать у них познавательные интересы, эмоции и чувства. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой, она должна стимулировать активность детей и в то же время не перевозбуждать их. На стенах размещаются аккуратно оформленные картины и репродукции, закреплены полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей, стенд или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть располо­жены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмот­реть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелы­ми» для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках. Экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный или национальный колорит той или иной культуры, особен­ности художественных промыслов данного региона.

На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укре­пить зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа себя. Для поддержания эмо­ционального благополучия малышей в изголовье каждой кроватки можно закрепить фотографию мамы ребенка или его семьи.

Групповая комната, спальня могут быть оформлены зву­ковым дизайном, например, записями плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эс­тетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские пе­сенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

Рациональное размещение мебели, эстетическое оформле­ние помещений способствуют созданию домашней атмосфе­ры, эмоционального комфорта, отражают заботу педагогов о поддержании у детей положительного самоощущения.

Зонирование групповых помещений. Содержание разви­вающей предметной среды должно удовлетворять потребнос­тям актуального и перспективного развития детей. Жизнен­ное пространство в группе должно давать им возможность од-


8 1246


226 HI. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ с детьми раннего ВОЗРАСТА ________________;____________________ '

новременно свободно заниматься разными видами деятель­ности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами (например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны ■ для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку вы­брать для себя привлекательное занятие и сохранить устой-, чивый интерес к нему благодаря соответствующим игруш- > кам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом помещении могут быть организованы следу­ющие зоны для:

• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

• развития движений;

• сюжетных игр;

• игр со строительным материалом;

• игр с машинками;

• изобразительной деятельности;

• музыкальных занятий;

• чтения и рассматривания иллюстраций;

• игр с песком и водой;

• отдыха (уголок уединения);

• уголка природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птич­кой).

В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназ­наченной для «ряжения» детей.

Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Напри­мер, зона для игр со строительным материалом может сосед­ствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположен­ные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

В отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) хра­нятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учрежде-


7. Организация развивающей предметной среды 227

ния. Групповое помещение не обязательно должно быть осна­щено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффек­тивный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансо­вых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятель­но педагогами и родителями. Главное ^- чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Динамичность предметной среды. Принцип зонирова­ния не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде — ее развивающий характер, т.е она позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся знания и умения, но и побуждает их к преобразованию, исследованию нового, объ­ективно служит целям физического и психического развития детей. С одной стороны, такая среда обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, с дру­гой — позволяет взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей, постановки новых педагогических задач. Напри­мер, наличие в группе больших модулей из легких материа­лов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лаби­ринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули лег­ко преобразовать в большой общий стол и играть с группой де­тей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превра­щать в лодки, корабли, в острова и пр.

Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисо­вать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безо­пасными для здоровья детей красками, сделать панно и пр.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны пе­риодически меняться. В каждой зоне должны своевременно по­являться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональ­ный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр должны побуждать малышей к ра-


8*


228 "I. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


7. Организация развивающей предметной среды 229



зыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов и в то же время дополняться новыми игрушками, регулярно об­новляться, чтобы игра не превращалась в штамп.

Наряду с сюжетными игрушками необходимо предостав­лять детям неоформленный материал — природный, бросо­вый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулиро* вать развитие воображения детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют разви­тию у малышей свободы, инициативности, творческого вооб­ражения.

Обеспечение безопасности среды. Предметная среда долж­на быть безопасной, т.е. организовываться таким образом, что­бы предотвратить возможность несчастных случаев и травм.

Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы де­ти и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Ме­бель, перегородки должны быть устойчивыми, полки надеж­но укреплены на стенах, столы и стулья — не иметь слишком острых углов, цветы в горшках — стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятель­но класть на место, не подвергая себя опасности. Электриче­ские розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) должны быть недоступны для малышей.

Важнейшее значение для здоровья детей имеет санитар­ное состояние помещений (отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.).

В свободном доступе не должны находиться слишком мел­кие предметы, которыми малыш может причинить вред свое­му здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, кото­рые могут поранить ребенка. В игровой комнате, в спальне и в приемной не должно быть пластиковых пакетов, веревок, ко­торые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.

Игры с водой и песком, с пластическими материалами так­же проходят под их наблюдением. Нужно следить, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр.


Все игрушки (резиновые, пластиковые), материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, тка­ни, бумага и пр.) должны быть нетоксичны.

Следует постоянно заботиться о безопасности детей на участ­ке. Нельзя оставлять малышей без присмотра на качелях, гор­ках и других игровых сооружениях. Следует проверять дет­скую площадку на наличие неисправных сооружений, поло­манных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других опасных для здоровья предметов. Песок в песочнице должен быть чистым. Организуя наблюдение детей за жизнью животных и растений, игры с песком и водой, нужно следить, чтобы малыши не брали в рот траву, цветы, землю, камушки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: