Вопросы и задания. 1. Что такое среда развития ребенка?

1. Что такое среда развития ребенка?

2. Обоснуйте требования к организации развивающей предметной среды.

3. Охарактеризуйте содержание развивающей предмет­ной среды для разных сфер развития ребенка:

а) физического;

б) социально-личностного;

в) познавательно-речевого;

г) художественно-эстетического.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ

Планирование педагогической деятельности

Н

еобходимость планирования. Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для согласования дея­тельности педагогов, распределения их функций и обязанно­стей. С его помощью педагог осуществляет подготовку к реа­лизации образовательной программы: определяет педагоги­ческие задачи, распределяя их во времени; намечает, когда и какие следует провести мероприятия; продумывает, как ор­ганизовать среду, какие подобрать материалы, пособия и иг-


рушки. Анализ реализации плана работы позволяет выявить причинно-следственные связи своей деятельности с ее ре­зультатами, определить условия, обеспечивающие успех, и недостатки в работе.

Планы должны быть оформлены в письменном виде. Это помогает структурировать программу, координировать со­вместные усилия педагогов и родителей, предусматривать рациональное расходование бюджета и пр.

Виды планирования. Поскольку с помощью планирова­ния выстраивается стратегия работы детского учреждения, оно должно быть долгосрочным и краткосрочным.

В рамках долгосрочного коллектив педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперед и на предстоя­щий учебный год в соответствии с образовательной концеп­цией детского учреждения; педагоги обсуждают, как нужно подготовиться к приему детей в начале года, как привлечь к совместной работе родителей и другие учреждения (педаго­гический колледж или институт, поликлинику или меди­ко-консультационный центр, спортивный комплекс, центр детского творчества, театр, музей кукол и др.).

Долгосрочное планирование позволяет наметить основные этапы работы в соответствии с меняющимися возрастными возможностями и потребностями детей. По мере их взросле­ния меняются игры и занятия, направленные на их развитие, что требует заблаговременной подготовки, повышения квали­фикации педагогов, создания новых методических разрабо­ток, оснащения группового помещения, спортивного зала, участка новым оборудованием. Иногда необходимы измене­ния в материально-техническом оснащении всего детского учреждения: выделить помещения для изостудии, физиотера­певтического кабинета, зимнего сада и др. Долгосрочное пла­нирование позволяет составить смету на приобретение необхо­димого оборудования, материалов и игрушек, распределить задания по их изготовлению между педагогами и родителями. Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно. Оно включает расписание мероприятий и заня­тий в группе и подгруппах.

При планировании занятий педагоги определяют сразу те­му и методы обучения. В одних случаях это будет практичес­кая деятельность детей (например, игры с песком и водой), в других — работа с наглядными пособиями (рассматривание


238 III. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ________________________________

иллюстраций). Следует избегать перегрузки детей информа­цией — она не должна быть слишком обширной и абстракт­ной, соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей.

В рамках краткосрочного планирования педагоги обсуж­дают интересы и потребности каждого ребенка, отмечают его успехи, определяют цели для него и всей группы, выстраива­ют работу с учетом результатов наблюдений воспитателей, на основе которых можно наметить несколько целей обучения для каждого ребенка. Например, для одного это может быть обучение навыкам договариваться со сверстниками во время игры и развитие мелкой моторики, для другого — использо­вание в игре предметов-заместителей и приобщение к изобра­зительной деятельности. Они обдумывают, какие организо­вать игры, беседы и занятия, решают, какие изменения следует произвести в группе, в расстановке игрушек и пр. В ежедневный план занятий должно быть включено одно ин­дивидуальное занятие как минимум для двоих детей. Таким образом не меньше десяти детей смогут участвовать хотя бы в одном индивидуальном занятии в неделю.

Члены коллектива распределяют между собой обязаннос­ти и выполнение задач на предстоящую неделю и текущий день. Договариваются, кто подготовит инсценировку сказки с кукольными персонажами, кто организует игры с песком и водой; кто позвонит родителям ребенка, кто проведет роди­тельское собрание. В плане учитываются дни рождения де­тей, праздники, совместные мероприятия с родителями.

Краткосрочное планирование предусматривает составле­ние распорядка дня, который разрабатывается с учетом воз­раста детей, количества воспитанников в группе, уровня их развития и индивидуальных потребностей, а также пожела­ний родителей, графика их работы. При составлении распо­рядка дня также следует учитывать сезонность (осенне-зим­ний и весенне-летний периоды), климатические и погодные условия. Чтобы учесть все эти факторы, распорядок дня дол­жен быть гибким и сбалансированным; это позволит прово­дить общие процедуры даже тогда, когда в силу каких-то об­стоятельств график нарушается. Например, в хорошую пого­ду провести дополнительную прогулку, в плохую вместо про­гулки организовать игры в помещении. При составлении рас­порядка дня важно соблюдать баланс между сном и бодрство-


8. Организация планирования педагогической деятельности 239
___________________________ и наблюдения за развитием детей __________

ванием детей, подвижными и спокойными видами деятель­ности.

В группах раннего возраста и в разновозрастных группах соблюдение баланса составляет особую проблему, так как по­требности детей на разных возрастных этапах различны. Младшие больше спят и чаще едят, чем старшие, у детей по­старше большая потребность в двигательной активности. По­этому если в группе находятся дети разного возраста, распо­рядок дня может включать несколько режимов.

Время прогулок устанавливается с учетом природно-кли­матических условий. Так, в осенне-зимний период прогулки проводятся реже и короче по времени, чем в весенне-летний. В южных регионах прогулки приурочиваются ко времени, когда спадает жара.

Основные принципы планирования.

Принцип полноты предусматривает деятельность педа­гогов по всем направлениям развития ребенка — физическо­го, социально-личностного, познавательно-речевого, худо­жественно-эстетического.

Принцип интеграции тесно связан с принципом полноты и означает, что решение каждой педагогической задачи может быть включено в различные по содержанию занятия по изоб­разительной, музыкальной, театрализованной, конструктив­ной деятельности, в игру, в занятия по развитию речи и др.

Принцип координации деятельности педагогов требует согласованности в планировании с целью оптимизации образо­вательного процесса (достижения полноты, целостности, сис­темности программного содержания). Так, если в детском учреждении работают специалисты по физическому воспита­нию, по изобразительной, музыкальной деятельности, логопе­ды, каждый из них должен учитывать в планировании своей деятельности содержание и способы его подачи другими педа­гогами, в том числе воспитателем, работающим в группе.

Например, при подготовке к празднику логопед на занятиях по развитию речи может организовывать игры с элементами драматизации, в которых ребенок действует и говорит от имени персонажа сказки или декламирует строки из стихотворения. На музыкальных занятиях можно решать задачи по физичес­кому развитию — организовывать подвижные игры под музы­ку, способствующие развитию у детей движений. Игровую дея­тельность можно обогатить разнообразными сюжетами в соот-


240 N1. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ветствии с любой тематикой реализуемой программы..

Принцип индивидуализации в любой образовательной программе требует личностного подхода к интересам детей. Воспитателю следует учитывать их индивидуальные предпо­чтения, не настаивать на обязательном участии каждого ре­бенка в той или иной деятельности, выполнении того или иного задания, что невозможно при жестком планировании. Поэтому оно должно быть гибким и вариативным, т.е. педа­гог не должен жестко планировать проведение конкретного занятия в определенный день и час, а иметь в виду несколько вариантов разработки темы, реализации той или иной педа­гогической задачи. Например, он может запланировать не­сколько задач на неделю, подготовить для решения каждой из них несколько вариантов игр. В этом случае малышам предоставляется возможность выбора, и если игра их не за­интересует, можно будет быстро перестроиться, заинтересо­вать их другой игрой, решение намеченной задачи отложить на более поздний срок, что позволит проанализировать при­чины отсутствия у детей интереса к той или иной игре или за­нятию, разработать более подходящий их вариант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: