Церковный догматизм» и догматы Церкви

«Догматизмэто некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, который в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и слепо привержен однажды усвоенной доктрине» [1].

Ответ: Термин «догмат» происходит от греческого глагола dokein – думать, полагать, верить. Перфектная форма этого глагола - dedogmh – решено, положено, определено. Христианское мировоззрение основано на утверждении того, что Господь Иисус Христос явил через Себя всю полноту Истины: «…сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Если истина дана во всей своей полноте, то главной задачей становится не поиск новых «откровений», а сохранение от искажения уже имеющегося Откровения и его постижение: «…храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20). Так что же такое догмат? Очень хорошее определение догмата дал М.А.Новоселов: «Догматы суть санкционированные Церковью и указующие верующим путь спасения формулы (знаки, словесные выражения) тайн Царствия Божия, через деяние и опыт открывающихся христианину в благодатном ощущении и в конкретном созерцании» [2]. Мировоззрение человека определяет его образ жизни, его нравственность, «…религиозный догмат может изменять самый ум того, кто его исповедует»[3]. Само же мировоззрение определяется тем, во что человек верует, какие истины для себя считает истинными. Поэтому вопрос истинности догмата - это вопрос истинности веры. Если православное вероучение верно, оно догматично. Истинно только то, что описывает реальное положение вещей; догмат – это истинное описание той реальности, которую открыл нам в Своем Откровении Господь.

Догматично любое утверждение, которое претендует на истинность. Например, теософы утверждают, что есть закон реинкарнации, для них он незыблем, это тоже теософский «догмат», т.е. утверждение, которое, с их точки зрения, описывает реальное положение вещей. Задача христианского догмата не в том, чтобы ограничить христианина, а в том, чтобы указать путь, по которому он сможет прийти к Богу. Догматы - не оковы, скорее, указательные знаки, показывающие, что за ними можно потерять Бога. «Догматы – богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве (деятельность Бога в творении, Промысле и спасении мира), которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность» [4].

Исторически сложилось так, что все догматы Церковь формулировала на Соборах в ответ на попытки исказить то вероучение, ту истину, которую открыл нам Господь Иисус Христос. Поэтому обвинения в «некритичности» несостоятельны, каждое слово в догматических формулировках - результат работы множества лучших умов Православной Церкви, когда критически оценивалось каждое слово, каждое выражение.

Обвинение в «односторонности», как минимум, выглядит странно, например, науку можно обвинить в односторонности, ведь она не использует методологию, например, искусства.

Обвинения в антиисторическом типе мышления также несостоятельны. Церковь земная исторична, но есть Церковь Небесная, вечная, которая вне истории, цель христианина - прийти в эту Небесную Церковь через земную. Поэтому христианство, по определению, и исторично и нет. Исторично пока существует в истории, и не исторично когда проявляется в вечности.

Слепого принятия доктрины в Православии нет, есть авторитет, но он есть везде, в любой религиозной системе. Разве буддисты не признают авторитет Будды, или теософы разве не признают авторитет «Махатм» и Е.П.Блаватской?

Изменяться же религиозная доктрина не может, если она кардинально меняется, значит, до этого она не была истинной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: