4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной форм обучения:
- Метод наблюдения. Виды наблюдения. Преимущества и недостатки метода.
- Метод эксперимента как метод объективного изучения особенностей развития детей.
- Возрастные особенности физического развития детей первого, второго и третьего года жизни.
- Возрастные особенности речевого развития детей первого, второго и третьего года жизни.
- Возрастные особенности умственного развития детей первого, второго и третьего года жизни.
- Этапы становления общения у детей первого, второго и третьего года жизни.
- Положение о психолого-медико-педагогической консультации (1995 г.) и Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (2009 г.).
- Понятие «Категории детей с отклонениями в развитии».
- Подходы к классификации психодиагностических средств.
- Основные требования к психодиагностическим процедурам при индивидуальном и групповом обследовании детей.
4.2. Примерные темы контрольных работ для студентов очной и заочной форм обучения:
|
|
- показатели нервно-психического развития детей первого и второго года жизни;
- требования к подбору психодиагностического инструментария для обследования детей первых трех лет жизни;
- требования к проведению психодиагностических процедур с детьми первых трех лет жизни;
- основные показатели общего развития детей третьего года жизни;
- понятийно-терминологический аппарат дисциплины;
- роль родителей в скрининг-диагностике отклонений и нарушений в развитии детей первых трех лет жизни.
4.3. Примерные темы рефератов для студентов очной и заочной форм обучения:
- Особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике развития детей первого полугодия (второго полугодия, второго, третьего года) жизни.
- Динамические изменения состояния физического развития детей первого полугодия (второго полугодия, второго, третьего года) жизни.
- Основные признаки доречевого периода развития детей (гуление, лепет): их значимость для диагностики детского развития.
- Основные признаки речевого периода развития детей (лепетные слова, первые слова): их значимость для диагностики детского развития.
- Средства выражения ребёнком первого (второго) полугодия жизни желания взаимодействовать с взрослыми.
- Диагностика различения предметов по цвету (форме, величине) у детей второго (третьего) года жизни.
- Метод естественного эксперимента в диагностике развития детей второго (третьего) года жизни.
- Наблюдение за становлением игровой деятельности у детей третьего года жизни.
- Диагностика параметров становления форм общения со сверстниками у детей третьего года жизни.
- Уровни диагностики: скрининг- диагностика (дифференциальная диагностика, феноменологическая диагностика) отклонений в развитии детей младенческого и раннего возраста.
- Обзор основного диагностического инструментария для выявления отклонений в моторном (речевом, эмоциональном) развитии детей раннего возраста.
- Обзор основного диагностического инструментария для выявления отклонений в поведении детей раннего возраста.
4.4. Материалы для промежуточной аттестации (примерные вопросы для курсового зачета) для студентов очной и заочной форм обучения:
|
|
- Обоснование актуальности проблемы ранней диагностики детского развития.
- Наблюдение как основной инструмент отечественной диагностики развития детей первых лет жизни.
- Определение понятий: «новорожденность», «новорожденный». Родовой стресс и признаки адаптации новорожденного к окружающей среде.
- Оценка состояния новорожденного: шкала Апгар.
- Признаки доношенности/недоношенности новорожденного ребёнка.
- Характеристика признаков пищевой и вестибулярной доминанты новорожденного ребёнка.
- Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением новорожденных. Показатели повседневного состояния новорожденных детей.
- Объективный метод диагностики: экспериментальные методики исследования раннего детского развития.
- Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 3-х месячному возрасту: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
- Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 6-ти месячному возрасту: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
- Психолого-педагогические процедуры изучения предметно-манипулятивной деятельности ребёнка второго полугодия жизни: организация, особенности проведения.
- Диагностические признаки формирования привязанности к близким взрослым (особенно к матери) у ребёнка второго полугодия жизни.
- Манифестация признаков «кризиса первого года» как первые проявления становления детской личности.
- Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 9-ти месяцам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
- Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 12-ти месяцам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
- Предметная деятельность как ведущая у детей второго года жизни. Освоение ребёнком культурных способов обращения с предметами окружающего мира.
- Параметры и показатели предметной деятельности у детей второго года жизни.
- Диагностические ситуации, определяющие параметры развития предметной деятельности у детей второго года жизни.
- Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 1 год 3 месяца. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
- Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 1 год 6 месяцев. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
- Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 1 год 9 месяцев. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
- Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 2 года. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
- Особенности стимульного материала, применяемого при обследовании детей второго года жизни.
- Основные линии развития детей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Обзор.
- Диагностические ситуации обследования развития общения и речи у детей третьего года жизни.
- Психолого-педагогическая диагностика познавательной активности детей третьего года жизни.
- Подбор и применение психодиагностического инструментария для определения основных показателей развития детей третьего года жизни.
- Особенности стимульного материала, применяемого при обследовании детей третьего года жизни.
- «Кризис трёх лет» как показатель нервно-психического развития ребёнка. Диагностически значимые показатели «кризиса трёх лет».
- Роль психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий (ПМПК) в решении проблемы ранней диагностики отклонений в развитии детей.
- Уровни диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, феноменологическая (углублённая) диагностика детского развития.
- Реалии и перспективы ранней диагностики отклонений и нарушений развития детей.
- Первичные внешние показатели, указывающие на нарушения развития у новорожденного.
- Гемолитическая болезнь новорожденных и её влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
- Пороки развития внутренних органов: иерархия их выявления, влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
- Недоношенность как одна из причин отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.
- Влияние акушерского оперативного вмешательства на дальнейший ход развития ребёнка
- Иерархия выявления отклонений и нарушений психо-физического и нервно-психического развития (движений, слуха, зрения; интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих расстройств).
- Иерархия выявления глубины дефекта при умственной отсталости в младенческом и раннем возрасте ребёнка (идиотия, тяжёлая, умеренная, лёгкая умственная отсталость).
- Возможности ранней диагностики в выявлении задержки психического развития.
- Типы отношения родителей к появлению ребёнка с нарушениями или отклонениями физического и/или интеллектуального развития.
- Установление факта сохранности/несохранности интеллектуального развития ребёнка как одна из ключевых задач ранней диагностики детского развития.
4.5. Примерный перечень контрольных мероприятий для студентов очной и заочной форм обучения:
|
|
|
|
- конспектирование статей по ранней диагностике отклонений и нарушений в развитии детей первых трех лет жизни;
- составление таблиц показателей нервно-психического развития детей первых трех лет жизни;
- подбор диагностического инструментария обследования детей первых трех лет жизни - составление учебного диагностического альбома;
- творческие отчеты после просмотра видеоматериалов (эссе и др.);
- реферирование специальной литературы по проблемам ранней диагностики детского развития;
- контрольные работы на установление уровня усвоения понятийно-терминологического аппарата дисциплины.