Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности

4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной форм обучения:

  • Метод наблюдения. Виды наблюдения. Преимущества и недостатки метода.
  • Метод эксперимента как метод объективного изучения особенностей развития детей.
  • Возрастные особенности физического развития детей первого, второго и третьего года жизни.
  • Возрастные особенности речевого развития детей первого, второго и третьего года жизни.
  • Возрастные особенности умственного развития детей первого, второго и третьего года жизни.
  • Этапы становления общения у детей первого, второго и третьего года жизни.
  • Положение о психолого-медико-педагогической консультации (1995 г.) и Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (2009 г.).
  • Понятие «Категории детей с отклонениями в развитии».
  • Подходы к классификации психодиагностических средств.
  • Основные требования к психодиагностическим процедурам при индивидуальном и групповом обследовании детей.

4.2. Примерные темы контрольных работ для студентов очной и заочной форм обучения:

  • показатели нервно-психического развития детей первого и второго года жизни;
  • требования к подбору психодиагностического инструментария для обследования детей первых трех лет жизни;
  • требования к проведению психодиагностических процедур с детьми первых трех лет жизни;
  • основные показатели общего развития детей третьего года жизни;
  • понятийно-терминологический аппарат дисциплины;
  • роль родителей в скрининг-диагностике отклонений и нарушений в развитии детей первых трех лет жизни.

4.3. Примерные темы рефератов для студентов очной и заочной форм обучения:

  • Особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике развития детей первого полугодия (второго полугодия, второго, третьего года) жизни.
  • Динамические изменения состояния физического развития детей первого полугодия (второго полугодия, второго, третьего года) жизни.
  • Основные признаки доречевого периода развития детей (гуление, лепет): их значимость для диагностики детского развития.
  • Основные признаки речевого периода развития детей (лепетные слова, первые слова): их значимость для диагностики детского развития.
  • Средства выражения ребёнком первого (второго) полугодия жизни желания взаимодействовать с взрослыми.
  • Диагностика различения предметов по цвету (форме, величине) у детей второго (третьего) года жизни.
  • Метод естественного эксперимента в диагностике развития детей второго (третьего) года жизни.
  • Наблюдение за становлением игровой деятельности у детей третьего года жизни.
  • Диагностика параметров становления форм общения со сверстниками у детей третьего года жизни.
  • Уровни диагностики: скрининг- диагностика (дифференциальная диагностика, феноменологическая диагностика) отклонений в развитии детей младенческого и раннего возраста.
  • Обзор основного диагностического инструментария для выявления отклонений в моторном (речевом, эмоциональном) развитии детей раннего возраста.
  • Обзор основного диагностического инструментария для выявления отклонений в поведении детей раннего возраста.

4.4. Материалы для промежуточной аттестации (примерные вопросы для курсового зачета) для студентов очной и заочной форм обучения:

  • Обоснование актуальности проблемы ранней диагностики детского развития.
  • Наблюдение как основной инструмент отечественной диагностики развития детей первых лет жизни.
  • Определение понятий: «новорожденность», «новорожденный». Родовой стресс и признаки адаптации новорожденного к окружающей среде.
  • Оценка состояния новорожденного: шкала Апгар.
  • Признаки доношенности/недоношенности новорожденного ребёнка.
  • Характеристика признаков пищевой и вестибулярной доминанты новорожденного ребёнка.
  • Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением новорожденных. Показатели повседневного состояния новорожденных детей.
  • Объективный метод диагностики: экспериментальные методики исследования раннего детского развития.
  • Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 3-х месячному возрасту: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
  • Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 6-ти месячному возрасту: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
  • Психолого-педагогические процедуры изучения предметно-манипулятивной деятельности ребёнка второго полугодия жизни: организация, особенности проведения.
  • Диагностические признаки формирования привязанности к близким взрослым (особенно к матери) у ребёнка второго полугодия жизни.
  • Манифестация признаков «кризиса первого года» как первые проявления становления детской личности.
  • Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 9-ти месяцам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
  • Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 12-ти месяцам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.
  • Предметная деятельность как ведущая у детей второго года жизни. Освоение ребёнком культурных способов обращения с предметами окружающего мира.
  • Параметры и показатели предметной деятельности у детей второго года жизни.
  • Диагностические ситуации, определяющие параметры развития предметной деятельности у детей второго года жизни.
  • Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 1 год 3 месяца. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
  • Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 1 год 6 месяцев. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
  • Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 1 год 9 месяцев. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
  • Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в 2 года. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария.
  • Особенности стимульного материала, применяемого при обследовании детей второго года жизни.
  • Основные линии развития детей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Обзор.
  • Диагностические ситуации обследования развития общения и речи у детей третьего года жизни.
  • Психолого-педагогическая диагностика познавательной активности детей третьего года жизни.
  • Подбор и применение психодиагностического инструментария для определения основных показателей развития детей третьего года жизни.
  • Особенности стимульного материала, применяемого при обследовании детей третьего года жизни.
  • «Кризис трёх лет» как показатель нервно-психического развития ребёнка. Диагностически значимые показатели «кризиса трёх лет».
  • Роль психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий (ПМПК) в решении проблемы ранней диагностики отклонений в развитии детей.
  • Уровни диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, феноменологическая (углублённая) диагностика детского развития.
  • Реалии и перспективы ранней диагностики отклонений и нарушений развития детей.
  • Первичные внешние показатели, указывающие на нарушения развития у новорожденного.
  • Гемолитическая болезнь новорожденных и её влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
  • Пороки развития внутренних органов: иерархия их выявления, влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
  • Недоношенность как одна из причин отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.
  • Влияние акушерского оперативного вмешательства на дальнейший ход развития ребёнка
  • Иерархия выявления отклонений и нарушений психо-физического и нервно-психического развития (движений, слуха, зрения; интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих расстройств).
  • Иерархия выявления глубины дефекта при умственной отсталости в младенческом и раннем возрасте ребёнка (идиотия, тяжёлая, умеренная, лёгкая умственная отсталость).
  • Возможности ранней диагностики в выявлении задержки психического развития.
  • Типы отношения родителей к появлению ребёнка с нарушениями или отклонениями физического и/или интеллектуального развития.
  • Установление факта сохранности/несохранности интеллектуального развития ребёнка как одна из ключевых задач ранней диагностики детского развития.

4.5. Примерный перечень контрольных мероприятий для студентов очной и заочной форм обучения:

  • конспектирование статей по ранней диагностике отклонений и нарушений в развитии детей первых трех лет жизни;
  • составление таблиц показателей нервно-психического развития детей первых трех лет жизни;
  • подбор диагностического инструментария обследования детей первых трех лет жизни - составление учебного диагностического альбома;
  • творческие отчеты после просмотра видеоматериалов (эссе и др.);
  • реферирование специальной литературы по проблемам ранней диагностики детского развития;
  • контрольные работы на установление уровня усвоения понятийно-терминологического аппарата дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: