Итак, что же различает понятия "тело" и "плоть"?
""Телом" называет апостол небо, солнце, луну [1Кор.15:40,41]... Не одно и то же [тело и плоть], не можем небесное назвать плотью, но телом называем" [21] (Адамантий)
Эти слова автора, чье настоящеее имя неизвестно, напоминают нам проблему синоптиков и апостола Иоанна Богослова, у которых евхаристические слова "сие есть Тело Мое" и соответственно "Плоть Моя" употреблены в том же значении. Едва ли поэтому можно понять Адамантия именно так.
Иначе говорит Феодорит Киррский:
"Чем помыслим плоть [Христа]? Телом ли только, как мнят Арий и Евномий, или телом и душою? Телом и душою!" [22].
"Доколе человеческое тело есть плоть и кровь, то есть смертное и тленное, Божия Царства, то есть бытия бесконечного, наследовать оно не может" [23].
То есть пока тело сводится к биологическому естеству, оно будет плоть. Плоть - это биология. Но тело может быть и "бесплотным". Оставаясь телом, оно преображается и становится нетленным, прелагается в свет. Тело может "уподобиться душе" (преподобный Максим Исповедник) [24]. И действительно, человеческое тело может стать иным, его ждет духовное преображение и воскресение в силу сопричастности Христу.
|
|
Еще одно замечание о теле и плоти встречается у священномученика Мефодия Патарского:
"Вообще плотию называется собственно не вся эта масса нашей телесной храмины, но некоторая часть целого, как-то: кости, нервы, жилы, а телом - все, целое" [25].
Несмотря на эти различия, очень часто понятия "тело" и "плоть" подменяют друг друга.
Следует также отметить и те значения плоти, которые используются апостолом Павлом для морально-этической характеристики греховного человечества. Плоть в этом смысле может значить враждование духу, ибо она способна
"...согрешать, рабствуя плоти и крови..." [26] (Афинагор Афинянин)
"Ходить по плоти" и "быть плотским [означает] у апостола тех, кто пребывает в грехах" [27] (Климент Александрийский)
"Итак, когда говорится, что "плоть похотствует на духа", они понимают [это] в том смысле, что привычка, либо потребность, либо наслаждение плоти, возбуждая человека, отвлекают и отводят [его] от дел божественных и духовных... поэтому справедливо среди "дел плоти" [у апостола] описаны также и "ереси", и "зависти", и "споры" и прочее, [и это] они понимают так, что душа... не чувствующая тонкого или духовного, становится, как они говорят, плотью" [28] (Ориген)
"Апостол не ту подразумевает плоть [см. Рим.7:5. - А.Л.], которою мы одеты, но плотские дела" [29] (Святитель Кирилл Иерусалимский)
|
|
"Божественное Писание всегда имеет обычай называть плотских [людей] "плотью", а добродетельных - бесплотными, как говорит Павел [Рим.8:9]... потому что они, облеченные плотью, были выше плотских помыслов" [30] (Святитель Иоанн Златоуст)
Таким образом, свойственное Библии понимание плоти как синонима греха и страсти было полностью воспринято святоотеческой традицией. Это свойственно и двум другим значениям термина "плоть" - общей человеческой природе и общности мужа и жены. О первом читаем у Климента Александриийского:
"В потопе погибла всякая греховная плоть" [31].
и святителя Афанасия:
"Плотью называют род человеков" [32].
Святой апостол Павел, конечно, расширил понятие "плоть" за счет нравственной категории греховности - "дела плоти", "жить по плоти", "плотское мудрование" и т.д. На эту особенность антропологии апостола обращали внимание Ориген и святитель Иоанн Златоуст (см. выше). В то же время апостол Павел раскрыл перспективу преодоления "плотского", очищения плоти, прорыва в иное, "бесплотное" бытие, которое может дать вера:
Гал.2:20:...уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия.
В этом стихе - ключевая для антропологии, собственно христианская мысль: через веру во Христа, Сына Божия, т.е. через самого Него человек преображается телесно. Но преображение достигается через Крест Христов. Его Пречистое Тело и Пречистая Плоть через Крест возводят к небесному и наше тело и плоть.
В этом вопросе мы вступаем в догматически выверенную, особенно деяниями IV Вселенского (Халкидонского) Собора, область понятий. Именно "Халкидонский орос" утверждает во Христе человеческое тело и человеческую душу, "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно" [33] соединенные с божественным естеством.