Одно из значений этого понятия есть Церковь. По своей огромной сложности оно выходит далеко за рамки нашей темы. Будем говорить собственно о теле Иисуса Христа в прямом смысле.
Общие свойства
Во времена догматических споров это положение подвергалось сомнению, поэтому многие святые отцы и учители доказывали его со всею силою данной им благодати ума.
"Тело Его было истинным... ибо оно было таким же, как наше" [34] (Святитель Афанасий Александрийский)
"Если кто говорит, что Тело Христово нетварно, и исповедует, что Он - нетварное Слово Божие, от тварной человеческой природы восприявшее плоть и вочеловечение, как написано, да будет анафема" [35] (Святитель Григорий Неокесарийский)
"Если Господь ничего не воспринял от Марии... то сорок дней... постясь, не взалкал бы, когда тело стремилось к свойственной ему пище" [36] (Священномученик Ириней Лионский)
Как видим, тело Его было, по учению отцов, тем же, что и у нас, и оно не только требовало пищи, сна, отдыха, но страдало и умирало.
|
|
"Ибо Божество поистине совершает спасение чрез тело, которое у Него Самого, чтобы страдание было у плоти, а действование - у Бога" [37] (Святитель Григорий Нисский)
"Так как страдание это претерпело тело, бывшее Его собственным телом, то и говорится опять, что Он Сам пострадал за нас; Он [был] бесстрастен в страдающем теле" [38] (Святитель Кирилл Александрийский)
"Мы говорили, что страдание принадлежало телу, доступному страданию; исповедуем, что бесстрастная природа [Божества] пребыла свободной от страдания" [39] (Блаженный Феодорит Киррский)
"Рожденное от Девы тело составилось из человеческого вещества, подверглось человеческим ранам и смерти" [40] (Ориген)
"если же говорят, что Христос умер и был погребен, то это о Теле Его, а не о душе" [41] (Дидим Александрийский)