Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.
"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. " (Пс. 138,7-8).
Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.
Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог "разлит" в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божеств а. Богпребывает мне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит,что
"Все отстоит от Бога не местом, а природой ". "Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности"(32).
Однако, запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях:
"Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству "(33).
Как свободно-разумное существо Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Свщ. Писанию, такими местами являются:
|
|
- небеса (Пс. 113,24);
- храм (ЗЦар. 9,3);
- человек, который может стать, по выражению апостола "храмом Цуха Святого" (2 Кор. 6,16).
Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые "святые места".
Самый способ присутствия Божия в мире не доступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит:
"Что Бог везде присутствует мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие "чувственное" и не дано разуметь вполне естества Божия"(34).