Бог есть Дух

Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:

"Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4,24).

Что это означает?

"Слово "Дух"... понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие "(23).

" Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:

1) естество Божие совершенно невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.

2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности(24). По словам свт. Григория Нисского,

"Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна"(25).

Понятие несложности или простоты означает:

а) отсутствие элементарного состава, Божественное естество не допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. Нельзя сказать, что Бог обладает разумом или премудростью, подобно человеку, что Он слагается из ума, силы, любви и т.д. Бог весь есть разум, весь есть любовь, все эти качества в Самом Боге непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество, разделяясь только в нашем умопредставлении.

б) в простой природе не может быть каких-либо противоположных сторон или тенденций, которые также вводят сложность.

3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно, объема и формы, так как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.

4) Божественное естество совершенно внутренне едино, просто, самотождественно и не допускает какого-либо изменения.

5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово "Дух" означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения.

Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что Бог, во-первых, есть существо свободно-разумное, и что, во-вторых, Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности природой (сущностью). Две эти истины обуславливают деление Божественных свойств на две группы:

а) свойства, относящиеся к совершенствам Божественного существа, которые называются апофатическими (отрицательными) или онтологическими;

6) свойства, характеризующие Бога как свободно-разумное существо, которые называются катафатическими (положительными) или духовными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: