Пантеизм

Пантеизм (от греч.пан — все и Феос — Бог) - учение, сущность которого в отождествлении мира и Бога, пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также могут иметь различные оттенки:

а) учения об эманации (неоплатонизм, индуизм), согласно которым мир представляет собой эманацию (букв. истечение) Божества;

б) учения об имманации (философская система Спинозы), представляющие мир как совокупность разнообразных проявлений в о времени и пространстве единой вечной, абсолютной Божественной субстанции;

в) учения, рассматривающие мир как саморазвитие некоторого Божественного начала, которое, развиваясь, переходит от низших форм к высшим (философская система Гегеля).(74)

Пантеизм фактически утверждает изменчивость Божественного существа и потому несовместим с библейским Откровением. Кроме того, пантеизм не способен обосновать свободу тварных существ и, следовательно, решить проблему существования зла в мире.

4.1.3 Христианская концепция происхождения мира: творение "из ничего"

Сущность христианского учения о происхождении мира состоит в том, что Бог создал мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение.

Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения мира не нуждался в исходном материале. Свт. Василий Великий пишет:

"Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положил в уме и подвиге” привести в бытие несущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир и произвел материю, соответственную форме мира"(75).

Таким образом, Бог является Творцом мира не только по форме, но и по веществу.

В Библии о творении из ничего прямо говорится только один раз, причем в неканонической книге: "Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2Мак.7,28).

В Свщ. Писании имеются и косвенные указания на творение мира из ничего. В Быт. 1,1 для выражения идеи творения использован еврейский глагол "бара", который может иметь двоякое значение: творение из ничего и создание из подручного материала. Однако, очевидно, что здесь этот глагол употреблен в первом смысле, ибо в Быт. 1,2 сказано, что "земля была безвидна и пуста ", а потом уже из этой неоформленной материи Бог создавал мир (76).

Кроме того, само наименование "вечный" в Свщ. Писании прилагается только к Божеству и Божественным свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: