Управление человеческими ресурсами. В процессе подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену должны быть сформированы следующие компетенции: ОК -11

В процессе подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену должны быть сформированы следующие компетенции: ОК -11, ОК-12, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-13, ПК-14, ПК-37.

Содержание дисциплины

Человеческий фактор и его роль в развитии организации. Функция управления человеческими ресурсами в организации. Этапы развития науки о персонале.

Современные концепции управления человеческими ресурсами. Методы управления человеческими ресурсами. Методы построения системы управления человеческими ресурсами.

Взаимосвязь стратегии развития организации и стратегии управления человеческими ресурсами. Влияние внешних и внутренних факторов. Виды стратегий управления персоналом.

Сущность, цели и функции системы управления человеческими ресурсами. Основные элементы системы управления человеческими ресурсами: субъект управления, объект управления, уровни управления. Состав функциональных блоков системы управления человеческими ресурсами. Модель компетенций как основа построения системы управления человеческими ресурсами. Принципы построения системы управления персоналом. Методы управления человеческими ресурсами.

Кадровая политика: понятие и определение. Цель, задачи и содержание кадровой политики. Типы кадровой политики организации. Этапы разработки кадровой политики организации. Оценка ее эффективности.

Разделение и кооперация труда. Совмещение профессий. Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации. Внутренние нормативно-методические документы в сфере человеческими ресурсами.

Основные направления деятельности и функции службы управления персоналом. Организационная структура службы управления персоналом. Обеспечение системы управления персоналом.

Кадровое планирование: цели, задачи и виды. Планирование потребности в персонале как часть бизнес-плана организации. Источники пополнения персонала. Методы определения общей потребности в персонале. Планирование квалификационного состава персонала. Разработка комплекса требований к кандидатам на должность. Анализ кадрового потенциала организации.

Основные подходы к формированию персонала. Профессиональный стандарт. Модель компетенций. Факторы, влияющие на процесс найма персонала. Кадровая технология приема на работу. Основные этапы процедуры приема персонала на работу. Источники и методы подбора кандидатов. Технологии подбора персонала.

Процедура отбора кандидатов. Подбор тестов для диагностики пригодности кандидата. Процедура тестирования. Правовые и этические основы тестирования. Профессиональные испытания как метод отбора кандидатов. Проверка состояния здоровья. Собеседование: виды, подготовка, фазы и правила проведения. Технологии проведения собеседования.

Адаптация: понятие, задачи и виды. Социализация персонала. Производственная и внепроизводственная адаптация. Психофизиологические, социально-психологические, профессиональные, организационные аспекты адаптации. Управление трудовой адаптацией: технологический процесс, формы, стадии. Разработка адаптационных программ.

Роль профессионального потенциала в развитии организации. Виды профессионального обучения: подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Цели и задачи профессионального развития персонала. Основные подходы к профессиональному обучению работников. Процедура управления развитием персонала. Анализ потребности в обучении. Современные технологии, формы и методы профессионального обучения. Подходы к формированию корпоративных программ развития персонала. Оценка эффективности обучения персонала. Концепция непрерывного обучения персонала. Стимулирование процесса обучения.

Карьера: понятие и концепция развития. Факторы, влияющие на развитие карьеры. Условия развития карьеры. Структура карьеры сотрудника. Этапы карьеры. Виды и типовые модели карьеры. Этапы профессионально-квалификационного продвижения персонала в организации. Показатели оценки эффективности профессионально-квалификационного продвижения персонала.

Работа с кадровым резервом. Типология кадрового резерва. Структура резерва кадров. Принципы формирования резерва. Источники кадрового резерва. Критерии отбора работников в резерв кадров. Порядок формирования резерва. Порядок пересмотра и пополнения резерва кадров. Исключение из состава резерва. Обязанности руководителя по работе с резервом. Управление талантами как новая концепция управления карьерой.

Мотивация и стимулирование работников. Основные понятия: стимул, мотив, потребность, интерес, установка (ценность ориентации), структура мотивов трудового поведения. Теории мотивации. Мотивационные модели. Диагностика мотивированности персонала. Средства воздействия на мотивацию сотрудников. Разработка комплексной системы мотивации сотрудников в организации. Экономическая и социальная эффективность мотивации. Управление конфликтами и стрессами. Методы управления конфликтами.

Список источников и литературы

Учебники и учебные пособия

Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. – М.: Проспект, 2014, 640 с.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2010. - 695 с.

Обязательная литература

Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации – М.: КноРус, 2010. – 368.

Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом. Современный подход. – М.: Альфа-Пресс, 2009. - 168

Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации – М.: Вильямс, 2007. – 304 с.

Хачатурян А.А. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации: Стратегические основы. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 272 с.

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

1. Элементы системы управления человеческими ресурсами.

2. Функции системы управления человеческими ресурсами.

3. Методы управления человеческими ресурсами.

4. Персонал как объект управления.

5. Служба управления персоналом как субъект управления.

6. Современные концепции управления персоналом и их характеристика.

7. Подбор и отбор работников как функция управления человеческими ресурсами.

8. Оценка работников как функция управления человеческими ресурсами.

9. Обучение работников как функция управления человеческими ресурсами.

10. Мотивация работников как функция управления человеческими ресурсами.

11. Управление карьерой как функция управления человеческими ресурсами.


Приложение

Список компетенций, которыми должен обладать выпускник, по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр") в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

· умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

· владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

· умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

· умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

· стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

· умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

· владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);

· владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

· пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

· способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

· способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);

· способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).

· 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· организационно-управленческая деятельность:

· знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

· способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

· готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

· способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

· способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

· владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

· способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

· способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

· способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

· способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

· способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

· способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);

· способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

· владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

· готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

· способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

· готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

· владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

· способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

· владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

· готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

· знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

· знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

· способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

· знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

· информационно-аналитическая деятельность:

· способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

· способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

· пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

· способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

· знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

· умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

· способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

· владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

· владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

· умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

· умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

· умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

· способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

· владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);

· способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

· способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

· способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

· способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

· способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);

· владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

· пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);

· способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

· предпринимательская деятельность:

· умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

· способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: