История становления курса по изучению психологии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

План:

1.Обусловленность выделения отдельного курса по изучению психологии детей с нарушениями ОДА.

2.Задачи курса.

3.Группы детей, имеющие преимущественное поражение ОДА.

4.Первые учреждения по оказанию помощи детям с поражением ОДА.

5.Учреждения России для оказания помощи детям с поражением ОДА.

6.Детский церебральный паралич как основное заболевание, приводящее к поражению органов движения.

Эта дисциплина выделена как самостоятельная с 2000 г. и включена в блок подготовки по специальности «Специальная психология». Выделение курса обусловлено совершенствованием психолого-педагогической помощи таким детям, так как эта патология распространена широко и имеет тенденцию к росту. В России на начало 2002 г. на учёте состояло 658 тысяч детей-инвалидов. Каждый десятый из них является инвалидом с заболеванием опорно-двигательного аппарата.

При существующей структуре специальных образовательных учреждений, ориентированных на работу с детьми в группах, часть детей остаётся без гарантированной психолого-медико-педагогической помощи. Это дети с ДЦП в сочетании с нарушениями психического развития, эмоционально-личностными отклонениями, эпиприпадками.

Актуальной является проблема таких детей в общество здоровых детей, превращение их в активных членов общества. Важнейшую роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция поведенческих, нервно-психических, патохарактерологических расстройств.

Задачи курса:

1.Обеспечение студентов теоретическими знаниями по клинике, этиологии и патогенезу психических нарушений;

2.Формирование понимания особенностей различных форм поражений опорно-двигательного аппарата;

3.Развитие представлений об особенностях ВПФ, нарушениях двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-личностных способностях и возможности их психолого-педагогической коррекции;

4.Изучение организации и содержания психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в разном возрасте и в разных типах реабилитационных учреждений;

5.Формирование приёмов и навыков психологической помощи и консультирования семей детей с нарушением ОДА.

Предметом данного курса специальной психологии является изучение закономерностей психического развития детей с двигательными нарушениями.

Дети с нарушением ОДА – это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них можно выделить четыре группы:

1.Дети, у которых нарушения ОДА обусловлены органическими поражениями нервной системы: головного и спинного мозга, проводящих путей;

2.Дети, имеющие поражения нервной системы и ОДА вследствие родовых травм;

3.Дети, имеющие нарушения ОДА при сохранном интеллекте (сколиозы, кривошея, косолапость, хондродистрофии, артрогрипоз);

4.Дети, имеющие нарушения ОДА наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия, амиотрофия).

У большинства детей с нарушениями ОДА причиной патологии является ДЦП. Эта категория детей является наиболее изученной и составляет большинство учащихся специальных коррекционных школ VI вида.

Начиная с 1850 года стали возникать, в основном религиозно-благотворительные, организации по уходу за инвалидами. Основное внимание уделялось на инвалидов-детей и подростков. Английский врач В.Литтль впервые в 1853 г. описал ДЦП в основном при родах. В конце 18 и начале 19 веков в Европе начинают появляться лечебные учреждения для детей с двигательными нарушениями. В 1947 году первая школа, где обучали детей с физическими недостатками, была создана в Нидерландах. После такие учреждения появились в США, Японии, Австралии.

В России учреждение для детей с такой патологией появилось в Петербурге в 1890 году. В этом приюте дети находились под наблюдением врачей, получали начальное образование и обучались ремеслу. В 1936 г. на базе этого приюта был организован Научно-исследовательский институт детской ортопедии и травматологии имени Г.Турнера.

До 50 гг. ХХ века в нашей стране дети-инвалиды с тяжёлыми поражениями ОДА получали медицинскую помощь и находились на учёте в системе здравоохранения. В эти годы открыты первые школы для детей с поражениями ОДА в Москве и Петербурге, предназначенные для детей, перенесших полиомиелит. С 1962 года была организована первая в СССР психологическая служба для детей и подростков с ДЦП. В 1967 г. было открыто специальное отделение для восстановительного и ортопедо-хирургического лечения детей с ДЦП. В 1968 г. было организовано отделение «Мать и дитя», где ребёнок вместе с матерью находился в течение трёх месяцев и получал лечение, а мать обучалась уходу за ребёнком и получала педагогические навыки.

В конце 50 гг. в крупных городах стали открываться санатории и школы-интернаты для детей с нарушениями движений. В начале 70 гг. в Москве был открыт Всесоюзный Центр восстановительного лечения детей с ДЦП. В настоящее время в России функционирует более сотни школ для детей, а также специализированные детсады или отдельные группы в них.

Термин «детский церебральный паралич» предложил З.Фрейд в 1893 году. ДЦП объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга на ранних стадиях внутриутробного развития и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах. К двигательным расстройствам присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др.

ВОЗ в 1958 году дала следующее определение: «ДЦП – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В работах начала ХХ века подчёркивалось снижение интеллекта и недоразвитие речи у многих детей с ДЦП. Важным звеном в патогенезе психических нарушений является недоразвитие или аномальное развитие фило- и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальный период.

Литература:

1.Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 368 с.

2.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001.- 192 с.

3.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

4.Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: