Тема 22. Психолого-педагогическая коррекция дошкольников

План:

1. Специализированный детский сад как первый этап обучения, воспитании и коррекции.

2. Возможность оптимальной компенсации нарушений в дошкольников возрасте.

3. Задачи коррекционного воспитания.

4. Принцип компетенции в системе воспитания.

5. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

6. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами.

7. Принцип ежедневного учёта психофизического состояния.

8. Принцип приоритетного формирования качеств личности.

9. Две ступени коррекционно-педагогического процесса.

10. Включение родителей в коррекционно-развивающую работу.

В систему помощи дошкольников входит пребывание в специализированных детских садах, где будет коррекционное обучение, воспитание и подготовка к школе. Важно добиться всестороннего развития ребёнка в соответствии с его возможностями. Лечебно-педагогический процесс должен быть построен с учётом специфики заболевания и связанных с ним особенностям развития ребёнка. При всём разнообразии нарушений ОДА у большинства детей имеются сходные проблемы. Это отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности. Патология развития речи имеет органическую основу и усугубляется дефицитом общения.

Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возрасте развитие патологии ещё не остановлено, так как в процессе роста у ребёнка могут формироваться деформации ОДА. В связи с этим осуществляется систематическое лечение детей в детском саду и в медицинских учреждениях. Раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых результатов, так как функциональные системы мозга находятся в стадии формирования. В связи с этим есть возможность оптимальной компенсации нарушений за счёт активации сохранных звеньев и формирования обходных путей. Но как бы значительным ни было для ребёнка психическое и физическое самосовершенствование, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые так необходимы. Вся работа должна быть построена так, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе деятельности привлекательной для дошкольника.

Целью коррекционного воспитания является максимальное всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями. Эта цель достигается при решении следующих задач: развитие познавательной деятельности по индивидуальным программам; коррекция развития речи; развитие двигательной сферы по индивидуальным программам; формирование социальной адаптации; развитие творческих способностей; подготовка к школьному обучению; оптимальный подход к воспитанию в семье.

Система воспитания базируется на следующих принципах:

1) Принцип компетенции

Вся работа должна проводиться профессионально грамотно. Развитие познания осуществляют педагоги, имеющие специальное образование. Развитее и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физвоспитанию проводят инструкторы ЛФК. Воспитатели проводят занятия по программам 1 и 2 ступени. В этот период формируют навыки самообслуживания в процессе режима заведения, а также вне занятий организуют деятельность детей, читают им книги, водят на прогулки. Психологи корректируют развитие личности детей, работая с детьми и их окружением, персоналом детсада и семьёй.

2) Принцип взаимосвязи в работе специалистов

Каждый специалист, выполняя свою работу, включает в свои занятия материал, рекомендованный другими для закрепления их работы. В свою очередь он даёт рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.

3) Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами

Подготовка к обучению в школе и жизни в обществе предусматривает включение детей в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания индивидуальных программ с программами, в которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.

4) Принцип ежедневного учёта психофизического состояния

Нужно учитывать то, что педагогический процесс идёт наряду с лечением. Проведение лечения требует много времени и сил ребёнка. Кроме того, некоторые препараты и процедуры оказывают различное влияние на состояние ребёнка. В связи с этим приходится максимально ограничивать занятия или не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к процессу занятий.

5) Принцип приоритетного формирования качеств личности

Весь лечебно-педагогический процесс строится так, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, коммуникативность, уверенность в своих силах.

6) Сочетание развития нарушенных функций и приёмов их компенсации

Чем тяжелее патология, тем больше должны развивать компенсаторные функции за счёт развития сохранных функций. Большое значение придаётся формированию правильного отношения к воспитанию в семье. Педагогам нужно тактично подводить родителей к реальной оценке возможностей ребёнка и прогнозированию дальнейших перспектив. Это поможет родителям переместить акцент в воспитании, оценить значение знаний и умений и навыков, лучше понять своего ребёнка.

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в две ступени:

Первая – пропедевтическая – включает воспитание детей до 4 лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребёнка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, подготовка к усвоению программ второй ступени.

Вторая ступень – основная – включает воспитание до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

Педагог должен помнить о правильной организации двигательного режима. Он должен подбирать для ребёнка наиболее удобную позу во время работы за столом, во время игр и сна. Педагог не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий. Нужно своевременно сменить активность. Нужно помнить, что у детей не только не сформированы двигательные навыки, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следователь, важно развивать не только определённый навык, но и воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений. Развитие двигательных навыков должно происходить в виде интересных и понятных для них игр.

Развитие ручных навыков проводят постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определённое место, выбирать предметы, соизмеряя свои усилия в зависимости от их размера, веса, формы.

Для развития двигательных умений педагогу нужно использовать различные наборы замков, кранов, телефоны и многое другое, с помощью которых обучить действию.

В процесс проведения коррекционно-развивающей работы должны включаться родители. Домашние задания, предлагаемые логопедом и педагогом, должны быть чётко разъяснены. Это ускорит восстановление нарушенных функций.

Важно учитывать возможности ребёнка, чётко знать, что можно от него потребовать и в каком объёме. Ребёнок должен видеть результаты свое деятельности.

Перед школой важно развивать те движения рук, на основе которых формируются навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессе. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха.

Литература: Комплексная реабилитация детей с ДЦП. Метод рекомендации.- М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: