Большинство новых видов рабочих мест третьего тысячелетия создается в условиях экономики знаний на основе невиданной конкуренции. С ростом важности управления знаниями — жизненной силы любого бизнеса — руководителям предприятий необходимо знать, как разработать и внедрить на этой основе наиболее подходящую стратегию, чтобы получить ощутимые выгоды.
Формируя стратегию УЗ, предприятие выступает не изолированной единицей, а образует своеобразную сеть — с партнерами, клиентами и со всеми, кто участвует в процессе создания и использования знаний. В самой организации создание знаний требует больших инвестиций в обучение, тренинги, кроме того, необходимо значительное время для формирования профессиональных управленческих компетенций.
Ситуации, при которых разработка стратегии УЗ может помочь бизнесу, следующие:
--когда специалисты компании имеют высокий уровень знаний и навыков, но эффективность работы все же недостаточна (например, на крупнейшем украинском машиностроительном предприятии в результате формализации и повторного использования знаний эффективность работы конструкторов и технологов увеличилась в 30-40 раз за счет сокращения производственных циклов);
|
|
--на начальных этапах оценки управления знаниями как ключевой составляющей стратегии предприятия (в известной украинской ИТ-компании первоначальной инициативой УЗ стало создание сообщества практиков — посредством специального портала специалисты обмениваются знаниями, идеями, инновациями, находят необходимую информацию или экспертов и т. п.);
--в ходе ежегодного процесса разработки или корректировки стратегии развития предприятия;
--при осуществлении оценки знаний предприятия или составлении инвентаря знаний;
--сразу после выполнения пилотного проекта по управлению знаниями;
--для ежегодного независимого обзора состояния дел по программам внедрения инициатив УЗ;
--когда конкуренты внедряют стратегии управления знаниями для улучшения эффективности своей работы.
Во многом такая стратегия напоминает подробный план, описывающий, как организация собирается управлять своими знаниями для блага клиентов, персонала и других заинтересованных лиц.
Существует много подходов к разработке стратегии УЗ. Большие, малые и средние предприятия создают свои варианты документов, показывающих пути использования управления знаниями в организации на основе увязки с основными целями бизнеса.