Мужья и жены. 3 страница

Мужъ и жена обязаны сохранять супружескую верность другъ къ другу. Нарушенiе супружеской верности есть преступленiе самое тяжкое. И потому Златоустый со всею силою обличаетъ этотъ порокъ, и обличенiя святителя сохраняютъ все свое значенiе и для современнаго общества, въ которомъ этотъ порокъ значительно распространяется въ мужахъ и женахъ. Обличая мужа, нарушающаго верность къ своей супруге, св. Златоустъ говоритъ: „Чемъ извинится онъ? Не говори мне о страсти природы: потому и установленъ бракъ, чтобы ты не преступалъ границъ. Ибо Богъ, промышляя о твоемъ спокойствiи и чести, для того и далъ тебе жену, чтобы ты удовлетворялъ разжженiю природы чрезъ свою супругу и освободился отъ всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему безчестiе, отвергаешь всякiй стыдъ, преступаешь назначенныя тебе границы, безчестишь свою собственную славу. Зачемъ обращаешь взоры на чужую

144 МУЖЪ И ЖЕНА.

красоту? Зачемъ разсматриваешь лице, непринадлежащее тебе? Зачемъ нарушаешь бракъ,—безчестишь свое ложе?" „Не затемъ пришла къ тебе жена, оставивъ отца и мать и весь домъ, чтобы терпеть отъ тебя безчестiе, чтобы ты предпочиталъ ей гнусную рабыню, возбуждалъ безчисленныя распри. Ты взялъ сопутницу жизни, равную въ чести, свободную. Не безразсудно ли, что ты, взявъ приданое, бережешь его и не расточаешь, а между темъ повреждаешь и оскверняешь то, что драгоценнее приданаго — чистоту целомудрiя, и твое тело, принадлежащее жене"?

Для отклоненiя отъ нарушенiя супружеской верности, Златоустый нередко съ особенною живостiю и выразитель­ностiю изображаетъ жалкое и мучительное состоянiе на­рушителя ея. „Смотри на прелюбодея, и ты увидишь, что онъ въ тысячу разъ несчастнее одержимыхъ цепями. Онъ всехъ боится, всехъ подозреваетъ:—и свою жену, и мужа прелюбодейцы, и самую прелюбодейницу, домашнихъ, друзей, знакомыхъ, братьевъ, самыя стены, свою тень, себя самого; и что всего бедственнее совесть его вопiетъ и терзаетъ его ежедневно. Если же представитъ судъ Божiй, то не можетъ стоять отъ страха. И удовольствiе отсюда кратко, а печаль продолжительна; ибо вечеромъ и ночью, въ пустыне и въ городе, — повсюду следуетъ за ними обвинитель, показывающiй не острый мечъ, а нестерпимыя мученiя, поражающiй и убивающiй страхомъ.

Отъ заботливаго взора Златоустаго не могли укрыться причины, соблазняющiя мужей къ нарушенiю супружеской верности. Первое место между сими причинами занимали театры, на которыхъ пелись безнравственныя песни, представлялись соблазнительныя зрелища, въ которыхъ нередко участвовали обнаженныя женщины, и отъ сихъ-то зрелищъ предостерегаетъ Златоустый мужей. И въ наше время найдется немало подобныхъ искушенiй для целомудрiя и верности супруговъ. Потому обличенiя и предостереженiя святаго Златоустаго, если не буквально, то по сущности своей имеютъ приложенiе и къ современ-

МУЖЪ И ЖЕНА. 145

ному обществу. „Должно", говорить онъ мужьямъ, „вразумить васъ, которые тратите на зрелища целый день; подвергаете посмеянiю честное супружество, посрамляете великое таинство. Скажи, какими глазами после будешь смотреть на жену дома, видевъ ее опозоренною на театре? Какъ не покрасневши представишь себе супругу, когда ты виделъ весь полъ ея обезчещенннымъ? Не говори мне, что представляемое на театре есть одно лицедейство, ибо сiе лицедейство многихъ сделало прелюбодеями, и многiе домы разстроило. Какъ будетъ смотреть на тебя жена, когда ты возвратишься съ такого безчестнаго зрелища. „Не думай, что ты чистъ отъ греха, когда не смесился съ блудницею: ибо ты пожеланiемъ все сделалъ... Я не препятствую веселиться; но хочу, чтобы это происходило не безъ целомудрiя, не съ безстыдствомъ и безчисленными пороками".

Для предотвращенiя всякаго соблазна и искушенiя, женатому человеку не должно засматриваться на красивыя лица женщинъ, и съ похотливымъ услажденiемъ любоваться ими. „Спаситель не вовсе запретилъ смотреть на женщинъ" говоритъ Златоустый, но только запретилъ смотреть на нихъ съ вожделенiемъ. А еслибы не имелъ сего намеренiя, то сказалъ бы просто: кто возритъ на жену, а Онъ сказалъ не такъ, а „иже воззритъ на жену, во еже вожделети ея", взглянетъ для того, чтобы сладострастно усладить взоръ свой. Похотливо назирая чужую красоту, ты оскорбишь и жену свою, поелику отвращаешь отъ нея свои взоры, а вместе и ту, на которую смотришь, ибо касаешься ея вопреки закона. Хотя ты и не коснулся ея рукою, но коснулся своими глазами, почему и это названо прелюбодеянiемъ".

Мужу для успешной борьбы съ возникающею страстiю къ чужой жене Златоустый даетъ следующiй советъ. „Если приметишь", говоритъ онъ, „что къ жене чужой возгорелась въ тебе страсть, и потому твоя жена перестаетъ тебе нравиться, войди въ свою спальню, раскрой посланiя

146 МУЖЪ И ЖЕНА.

Павла, и угашай пламень, часто повторяя слова Апостола: „блудодеянiя ради (во избежанiе блудодеянiя) кiйждо свою жену да имать".

Вообще, въ отношенiи ко всемъ женщинамъ мужъ долженъ вести себя такъ, чтобы не возбудить ревности въ своей жене и избежать всякаго подозренiя къ неверности. „Избегай", поучаетъ Златоустый, „не только прелюбодеянiя, но и малейшихъ подозренiй ревности. Если жена напрасно подозреваетъ тебя, успокоивай ее и уговаривай. Не съ ненавистью и надменiемъ обращайся къ ней; она делаетъ сiе по чрезмерной заботливости своей о тебе, она опасается за право своего обладанiя; ибо ея владенiе—тело твое, и это владенiе драгоценнее всего". „Но мужъ да не поступаетъ такъ, чтобы на него достойно падало подозренiе. Скажи мне, зачемъ ты на целый день отдаешь себя друзьямъ, а жене только на вечеръ? Поступая такъ, ты не можешь отклонить подозренiя. И если жена обвиняетъ тебя, не обижайся это дело дружбы, а не дерзости; это обвиненiя пламенной любви, горячаго расположенiя и опасенiя. Она боится, чтобы кто не окралъ ея ложа, чтобы кто не отнялъ у нея ея высшаго блага, не лишилъ ея главы". И мужу и жене святый Iоаннъ настоятельно внушаетъ, что они не должны подозревать другъ друга по однимъ словамъ, или слухамъ, и вообще по какимъ-либо ничтожнымъ причинамъ, а темъ более не должны ни сами, ни чрезъ постороннихъ людей следить другъ за другомъ, дабы по легкомыслiю или неразумной мнительности не разрушить своего супружескаго счастiя.

Назначенiе жены и ея обязанности святый Златоустый выражаетъ въ следующихъ словахъ: „жена обручена мужу для общенiя въ жизни, для рожденiя детей, а не для нечистоты; для того, чтобы беречь домъ, научить мужа быть честнымъ, а не для того, чтобы доставлять ему въ себе предметъ для нечистыхъ удовольствiй". „Обязанность жены — сохранять прiобретенное, съ бережливо-

МУЖЪ И ЖЕНА. 147

стiю употреблять доходы мужа, и стараться о доме. Для сего Богъ и далъ жену, чтобы какъ въ этомъ, такъ и во многомъ другомъ, она была помощницею для мужа".

Главная обязанность жены — быть покорною мужу, Златоустый, объясняя слова Апостола: „жены, своимъ мужемъ повинуйтеся, якоже Господу", говоритъ: подлинно жена должна повиноваться мужу, какъ Господу. Ибо если тотъ, кто не покоряется внешнимъ гражданскимъ властямъ, Божiю противится повеленiю, то темъ более виновна въ такомъ противленiи та, которая не покоряется мужу: такъ изволилъ Богъ отъ начала. Далее Апостолъ доказываетъ, что мужъ есть глава жены, какъ и Христосъ глава Церкви. Какъ Церковь, то есть мужи и жены вместе покорны Христу, такъ жены должны быть покорны мужьямъ, какъ Богу".

Живя более среди тихой семейной жизни, более кроткая и нежная по сердцу, жена имеетъ полную возможность и необходимую обязанность успокоивать мужа, измученнаго тяжестiю и хлопотливостiю общественныхъ занятiй, и своею внимательностiю къ нему, своимъ нежнымъ участiемъ въ его заботахъ, возбуждать въ немъ новую бодрость въ делахъ, новую ревность къ трудамъ. Жена должна вести себя такъ, чтобы мужъ смотрелъ на свой домъ, какъ на пристанище, въ которомъ одномъ онъ всегда можетъ найти любовь, миръ, спокойствiе и множество другихъ радостей, чтобы, по окончанiи делъ вне дома, онъ спешилъ къ себе, къ жене своей, а не искалъ развлеченiй въ какихъ-либо другихъ местахъ. Едва ли что можетъ быть безразсуднее и для счастiя семейнаго вреднее того, когда жена встречаетъ мужа, после его трудовъ и хлопотъ, не знаками любви, а какими либо капризами, или выраженiями укоризны, досады и неудовольствiя, и даже ругательствами. Въ такомъ случае она себя должна винить, если ея мужъ будетъ бегать своего дома, и ея семейное счастiе окончательно разрушится. „Мужъ, провождая время на торжище и въ судилищахъ, мiрскими

148 МУЖЪ И ЖЕНА.

суетами обуревается, какъ волнами. А жена, пребывая въ доме, какъ въ некоемъ училище мудрости, и углубляясь мыслю внутрь себя, имеетъ возможность заниматься мо­литвою, чтенiемъ и другими уроками благочестiя. И какъ сама можетъ научаться добродетели, такъ и встречая озабоченнаго мужа, можетъ успокоивать, утешать его, удалять отъ него душевредные и грубые помыслы, и опять отпускать изъ дома съ добрыми мыслями и чувствами. И действительно, кроме благочестивой и благоразумной жены, никто не можетъ такъ легко и скоро привести мужа въ спокойное состоянiе и наклонить душу его ко всему доброму. Ни друзей, ни учителей, ни начальниковъ своихъ не послушаетъ онъ столько, сколько свою супругу, когда она увещеваетъ и советуетъ, поелику ея увещанiе соединено съ некоторымъ удовольствiемъ, которое происходитъ отъ горячей любви къ увещевающей. Я могу представить въ примеръ очень многихъ мужей жестокихъ и упрямыхъ, которые смягчены были симъ образомъ. Ибо жена пребываетъ неразлучна съ мужемъ своимъ при трапезе и отдохновенiи, при людяхъ и наедине, во всемъ ему предана и такъ тесно соединена съ нимъ, какъ тело съ главою. Посему, если только она разумна и заботлива, никто не можетъ сравниться съ нею въ ея попеченiи о муже".

Основанiемъ всехъ добрыхъ качествъ супруги служитъ ея разумная любовь къ мужу. Златоустый, изъясняя слова Апостола, что жены должны быть скромны, чисты, попечительны о доме, добры, говоритъ: „все сiе производитъ любовь: жена бываетъ добра и попечительна о доме. Ибо отъ любви рождается скромность, любовiю прекращаются всякiе споры. Если мужъ язычникъ, скоро убедится въ истине (веры Христовой); если христiанинъ, сделается лучшимъ. При домашнемъ благоустройстве и духовное благоустройство будетъ иметь место, а въ противномъ случае и последнее ненадежно. Ибо попечительная о доме жена будетъ и скромна, и хорошая хозяйка

МУЖЪ И ЖЕНА. 149

не подумаетъ о роскоши, о неумеренныхъ расходахъ и о чемъ-либо подобномъ тому".

Но, чтобы заслужить любовь мужа и чрезъ то прiобрести нравственное на него влiянiе, жена должна не на словахъ только, но самою жизнiю своею показать, что она любитъ все доброе и справедливое и старается быть благочестивою. „Не столько словами", говоритъ святый Златоустый, „сколько делами нужно исправлять мужа. Какимъ же образомъ? Когда онъ увидитъ, что ты степенна, нерасточительна, непристрастна къ украшенiямъ, не требуешь многихъ доходовъ, но удовольствуешься настоящими, когда не будешь просить ни золота, ни жемчуга, ни драгоценныхъ одеждъ; но когда и сама будешь любить скромность, целомудрiе, ласковость, и того же будешь требовать отъ своего мужа; тогда онъ терпеливо и даже съ удовольствiемъ выслушаетъ твои советы".

Златоустый особенно порицаетъ въ женщинахъ расто­чительность и страсть къ нарядамъ, справедливо находя въ этихъ недостаткахъ причины разстройства и раздоровъ во многихъ семействахъ. Такъ онъ говоритъ жене: „если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело. Не столько золотыя украшенiя делаютъ тебя любезною и прiятною для мужа, сколько умеренность, вниманiе къ нему и готовность даже умереть за него; это более всего побеждаетъ мужей, а те украшенiя колютъ имъ глаза, такъ какъ наносятъ ущербъ казнохранилищу ихъ, причиняя имъ многiя издержки и заботы... Такимъ образомъ и дела домашнiя и доходы находятся въ лучшемъ устройстве, когда золото употребляется не на одеянiе тела, не на перевязки рукъ, но на необходимыя потребности, какъ-то: на содержанiе слугъ, на воспитанiе детей и другiя нужды. Если-же, напротивъ, оно всегда будетъ мелькать въ глазахъ мужа и терзать его сердце, какая изъ того польза? Блескъ золота не можетъ прельстить опечаленнаго сердца. Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшею изъ всехъ женъ, не мо-

150МУЖЪ И ЖЕНА.

жешь нравиться тому, чью душу огорчаешь; для сего потребно веселое и спокойное состоянiе духа. Но когда все золото расходуется на украшенiе жены, и вместе съ симъ появляются въ доме недостатки, тогда нетъ никакой прiятности для супруга. Посему, если хотите быть любимыми отъ своихъ мужей, доставляйте имъ удовольствiе, а это сделаете тогда, когда перестанете украшаться и убираться более надлежащаго. Все сiи украшенiя и уборы имеютъ некоторую прiятность въ первые дни брака, но впоследствiи время уменьшаетъ ихъ цену. Ибо если на небо, столько прекрасное, и на солнце, столь светозарное по привычке мы не всегда смотримъ съ равнымъ удивленiемъ, то будемъ ли удивляться телу, украшенному искусствомъ? Говорю сiе для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядающую, которою украшаться заповедуетъ Апостолъ Павелъ, то есть не златомъ, или бисеромъ, или ризами многоценными, но „еже подобаетъ женамъ, обещавающимся благочестiю, делы благими". „Ты хочешь нравиться постороннимъ людямъ и прiобретать отъ нихъ похвалу? Нетъ, целомудренная жена не можетъ иметь такого желанiя. Да и никто степенный и скромный не похвалитъ ее за то, разве одни невоздержные и сласто­любивые; да и эти не скажутъ о ней добраго, а еще осудятъ ее за то, что сама даетъ поводъ устремлять на нее нечистые взоры. Но жену воздержную и те, и другiе, и все похвалятъ, такъ какъ смотря на нее, не только не чувствуютъ никакого вреда, но еще заимствуютъ отъ нея урокъ добродетели. Велика ей похвала и отъ людей, велика награда и отъ Бога".

Сколь благодетельно влiянiе добродетельной супруги на мужа, столько же гибельно действуютъ на него ея пороки. Въ нихъ обыкновенно заключается причина того, что мужъ начинаетъ искать развлеченiй и утешенiй вне домашняго круга, и удивительно ли, что огорчаемый женою, и обласканный кемъ-либо изъ постороннихъ, онъ легко попадаетъ въ разставленныя ему сети? Златоустый, обли-

ЧТО ТРЕБУЕТЪ СВЯТИТЕЛЬ ТИХОНЪ ЗАДОНСКIЙ. 151

чая роскошныхъ женъ, говоритъ: „отсюда ревнованiя, отсюда прелюбодеянiя мужей, когда вы не къ целомудрiю ихъ побуждаете, а заставляете находить удовольствiе въ томъ, чемъ украшаются любодейцы. Посему-то они очень скоро уловляются, ибо если бы ты научила его питать къ сему презренiе, и утешаться только непорочностiю, благочестiемъ, смиренiемъ: то онъ не такъ легко предавался бы любодеянiю. Украшаться такимъ образомъ, и даже лучше, можетъ и блудница, а облекаться добродетелями не ея дело. Итакъ, прiучи находить удовольствiе въ такомъ украшенiи, котораго онъ не можетъ видеть на блуднице... Тогда и мужъ твой будетъ спокоенъ, и ты будешь въ почтенiи, и Богъ будетъ къ вамъ милостивъ, тогда все будутъ вамъ дивиться, и вы достигните будущихъ благъ". Какъ велико было бы благо семействъ, если бы супруги хотели исполнять свои обязанности по наставленiямъ святаго Iоанна Златоустаго.

Что требуетъ Святитель Ти-

хонъ Задонскiй отъ добраго

мужа и доброй жены?

Удивительное дело, говоритъ святитель Тихонъ, „уди­вительное и вместе достойное сожаленiя! Где бы, кажется, и быть самой искренней любви, какъ не между мужемъ и женою? По самой природе человекъ любитъ отца и мать; но святое Писанiе говоритъ: оставитъ человекъ отца своего и матерь, и прилепится къ жене своей: и будета два въ плоть едину (Быт. 2, 24). Стало быть, мужъ и жена—едина плоть, по слову Писанiя. А кто же враждуетъ на свою плоть? Никто же когда свою плоть возненавиде, но питаетъ и греетъ ю (Еф. 5, 29). Но сколько иногда бываетъ вражды и между сими лицами, столь тесно связанными! Такъ-то действуетъ хитрость

152 ЧТО ТРЕБУЕТЪ СВЯТИТЕЛЬ ТИХОНЪ ЗАДОНСКIЙ.

дiавольская: где она примечаетъ больше любви, тамъ она прилагаетъ больше старанiй разорвать союзъ любви и положить свою вражду. А сколько бываетъ отъ того вреда— и сказать нельзя!"... Но какъ же избежать этого зла? Послушаемъ мудрыхъ наставленiй того же святителя. „Мужъ". говоритъ онъ, „долженъ любить свою жену: мужiе, любите своя жены, поучаетъ Апостолъ, и въ примеръ представляетъ Самого Христа Сына Божiя, Который любитъ Свою Церковь (Еф. 5, 25). Жена должна не только любить своего мужа, но и повиноваться ему: жены, повинуйтеся своимъ мужемъ, якоже подобаетъ о Господе (Кол. 3, 18). Оба они должны хранить верность другъ другу, соблюдать супружеское ложе непорочно, ибо сказано: честна женитва во всехъ и ложе нескверно: блудникомъ же и прелюбодеемъ судитъ Богъ (Евр. 13, 4). Ни мужъ жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти; какъ обещались предъ Богомъ другъ другу, такъ и оставаться должны неразлучными до кончины". Вотъ главныя обязанности мужа и жены, по указанию святителя Тихона: мужъ люби свою жену, жена—повинуйся мужу, и оба будьте верны другъ другу. Заметьте: мужу сказано только: люби, но не сказано: повинуйся, ибо мужъ глава есть жены, якоже и Христосъ глава Церкве (Еф. 5, 23). А жене сказано: люби и повинуйся, ибо и св. Апостолъ заповедалъ: жене учити не повелеваю, ни владети (управлять) мужемъ (1 Тим. 2, 12). „Да не стыдится и ныне", говорить святитель Тихонъ, „жена называть мужа своего господиномъ, если хочетъ быть дщерью святыя Сарры!"

Вотъ Самимъ Богомъ установленный порядокъ отно-шенiй между мужемъ и женою! И нетъ семьи счастливей той, въ которой строго соблюдается этотъ порядокъ,—где мужъ любитъ жену, жена любитъ мужа и повинуется ему, где оба они живутъ душа въ душу, такъ что нетъ у нихъ ни одного домашняго дела, которое не решалось бы общимъ советомъ,—и горе и радость, несчастiе и счастiе— все делится пополамъ! Кто не знаетъ, что и горе, которое

ЧТО ТРЕБУЕТЪ СВЯТИТЕЛЬ ТИХОНЪ ЗАДОНСКIЙ. 153

выскажешь близкому другу,—только на половину горе; и радость, которою поделишься съ роднымъ человекомъ, — уже двойная радость? А какой же другъ у мужа ближе жены и кто для жены ближе и роднее мужа? О, счастливъ мужъ, которому Богъ послалъ жену добродетельную; по слову Премудраго — она дороже всякихъ жемчуговъ! (Прит. 31, 10). Счастливая семья, въ которой мужъ и жена живутъ взаимною любовью,—благословенна та семья отъ Господа!—Но какъ только въ семье нарушается этотъ Самимъ Богомъ установленный порядокъ отношенiй между мужемъ и женою,—не жди добра, не видать счастья семье. А нарушается онъ, этотъ порядокъ, тогда, когда — или жена беретъ верхъ надъ мужемъ, или мужъ тиранитъ жену, или же, наконецъ, при всемъ благоразумiи мужа, жена не хочетъ знать своихъ обязанностей и идетъ во всемъ наперекоръ мужу.

И въ самомъ деле: вотъ домъ, где жена, какъ говорится, командуетъ надъ мужемъ. Мужъ безразсудно готовъ исполнять все ея прихоти. Какъ жалко смотреть на такого человека! Онъ любитъ ее безъ ума, и угождаетъ во всемъ безъ ума, но этой безумной любовью только вредитъ и себе и ей... Она делается своенравна и капризна; онъ становится просто прислужникомъ своей жены; она — его идолъ, онъ не смеетъ безъ ея позволенiя ни шагу сделать, ни слова сказать; жена мешается во все его дела, не только по хозяйству, но и по службе общественной, — хотя она ничего не понимаетъ въ этихъ делахъ; но мужъ не имеетъ ей противоречить; онъ боится ея немилостиваго взгляда, трепещетъ ея неласковаго слова. Дети все это видятъ и перестаютъ уважать отца,— мать всегда стоитъ за нихъ горой, покрываетъ все ихъ шалости и глупости... И горе такому мягкосердечному мужу, горе всей такой семье!—Хотите ли знать, до чего можетъ довести такое превращенiе Самимъ Богомъ установленнаго порядка? Вспомните Соломона, этого премудраго изъ премудрыхъ царей: по прихоти своихъ женъ онъ

154 ЧТО ТРЕБУЕТЪ СВЯТИТЕЛЬ ТИХОНЪ ЗАДОНСКIЙ.

настроилъ въ своей столице капищъ идольскихъ и самъ приносилъ жертвы идоламъ. Вспомните Ирода, который не посмелъ отказать своей жене (ведь онъ хорошо зналъ, что дочь проситъ по наущенiю своей матери)—въ чемъ?— страшно сказать!—въ голове величайшаго изъ Пророковъ! Вспомните, наконецъ, тысячи примеровъ, когда дети, избалованныя матерью, гнали изъ дому родного отца, да ужъ кстати не спускали и матери!..

Но бываетъ и наоборотъ. Бываетъ, что мужъ почти и за человека не считаетъ своей жены. Разсвирепелъ онъ пьяный, и вотъ на комъ показать власть? на жене... Не удалось что-нибудь въ работе—опять жена виновата. И въ деле и не въ деле, и въ сердцахъ и въ шутку на бедную жену сыплются побои и ругательства... „Моя жена, что хочу, то и творю надъ нею!" разсуждаетъ безумный мужъ. И сколько горя несетъ такая страдалица, сколько приходится вытерпеть ей, безответной,—одинъ Богъ ведаетъ!.. А когда подумаешь, что это творится въ семье христiанской, между людьми православными, то какъ-то стыдно становится предъ какими-нибудь евреями, которые лучше такихъ православныхъ обходятся съ своими женами!.. „Други мои!" поучаетъ одинъ добрый пастырь: „жена вовсе не раба мужу, а подруга, помощница ему, по значенiю Господню". Следовательно, не такъ ли, какъ съ равной подругой, и надо съ ней обходиться мужу? Жена создана Богомъ нарочито изъ ребра мужнина: значитъ, не жену, а себя мы порочимъ, унижая женщину, и на себя самихъ, на свою плоть и кровь возстаемъ въ подобныхъ случаяхъ. Далее: жена твоя — мать роднымъ твоимъ детямъ; побоями ты унижаешь ее въ ихъ глазахъ. Она дана тебе Самимъ Богомъ, и ты предъ лицемъ всей Церкви обещался любить ее по гробъ; она участница такая же, какъ и ты, въ дарахъ Св. Духа; она, какъ и ты, членъ св. Церкви и сонаследница тебе въ небесномъ царствiи. А ты ее, сонаследницу Христову, бьешь и тиранишь?— „Но она того стоитъ?" скажешь ты. — А ты не

ЧТО ТРЕБУЕТЪ СВЯТИТЕЛЬ ТИХОНЪ ЗАДОНСКIЙ. 155

стоишь, чтобы Господь каралъ тебя ежечасно за твои без-законiя? Ты забылъ, сколько разъ окрадывалъ свою семью, пропивая семейное достоянiе? Ты забылъ про грехи не­верности своей жене?—„Но она сварлива?"—А ты ласковъ былъ съ нею всегда старался лаской исправить ее?—„Она глупа?" —А ты уменъ, что думаешь побоями вложить ей ума?.. Св. Апостолъ Павелъ увещеваетъ: любите своихъ женъ, а не будьте къ нимъ суровы (Кол. 3, 19). Обращайтесь благоразумно съ женами, поучаетъ св. Ап. Петръ, какъ съ немощнейшимъ сосудомъ, оказывая имъ честь, какъ сонаследницамъ благодатной жизни (1 Петр. 3, 7). Помните: предъ Богомъ нетъ мужескаго пола, ни женскаго (Гал. 3, 28), — всв равны, а выше тотъ, кто более благоугождаетъ Ему!

Бываетъ, наконецъ, и то, что какъ бы благоразумно ни поступалъ мужъ, онъ никакъ не можетъ завести порядка въ доме; жена во все мешается, хотя и ничего не умеетъ сделать, во всемъ идетъ наперекоръ мужу, или же вовсе ничего не хочетъ делать, бросаетъ детей и хозяйство на одного мужа, занимается только собой да нарядами. Говорить ли о женахъ пьяницахъ? Что можетъ быть противнее пьяной женщины?!.. Понятно, что ужъ тутъ не можетъ быть и речи о доброй советнице; поистине лучше жити со львомъ и змiемъ неже жити съ такою женою! (Сир. 25, 18)... Терпитъ—терпитъ иной несчастный мужъ такой жены, да и броситъ все, и самъ пойдетъ — куда?— Заливать свое горе горькое...

Но нетъ, несчастный братъ мой о Христе: Не ходи туда, не губи души своей! Это крестъ послалъ тебе Господь, а ведь Онъ и Самъ понесъ за насъ съ тобой крестъ— да еще какой тяжелый!... Онъ хочетъ, чтобы мы были причастниками страданiй Его: вотъ и посылаетъ тому, кого любитъ, тяжелые кресты... Понеси же въ терпенiи свой крестъ до конца; не бойся его тяжести; Кто возложилъ его на тебя, Тотъ и поможетъ: ведь Онъ Господь милосердый... А кто знаетъ, можетъ быть, за твое терпе-

156 ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ.

нiе Онъ и жену твою обратитъ на путь, спасенiя? О, какая это будетъ радость для тебя, да не для тебя только, но и для всехъ Ангеловъ небесныхъ!.. Аминь.

Обязанности мужа и жены.

Внимая закону Божiю, мужъ и жена должны любить другъ друга крепко и неизменно, должны переносить взаимные недостатки съ терпенiемъ и снисходительностью, должны быть откровенны другъ къ другу и усердны въ попеченiи о доме, должны ненарушимо хранить супружескую верность, чистоту и целомудрiе, и единодушно заботиться о достиженiи последней цели земнаго бытiя.

Разсмотримъ сiи обязанности несколько подробнее: ибо это стоитъ нашего вниманiя: верное исполненiе ихъ есть необходимое условiе семейнаго счастiя, равно какъ нарушенiе ихъ будетъ иметь неизбежнымъ следствiемъ разстройство нашего счастiя и неисчислимыя огорченiя.

Первый долгъ нашъ въ супружескомъ союзе есть по­стоянная и крепкая взаимная любовь. Это первое условiе супружескаго союза, чтобъ вы, мужъ и жена, были оба, по закону Божiю, въ плоть едину, составляли одно тело. А когда вы одна плоть, то взаимную любовь внушаетъ вамъ сама природа: „никто же бо когда свою плоть возненавиде, но питаетъ и греетъ ю, якоже и Господь церковь", учить св. Апостолъ (Еф. 5, 29). Эта любовь, утверждаясь на любви къ Богу, есть источникъ всехъ супружескихъ добродетелей: питая взаимную любовь, вы охотно и легко будете исполнять и другiя ваши обязанности другъ къ другу, такъ какъ любовь, по слову Апостола, есть исполненiе закона (Рим. 13, 10), и союзъ совершенства (Колос. 3, 14). Эта любовь есть источникъ вашего взаимнаго спокойствiя и счастiя; она облегчаетъ все трудности, скорби и болезни вашего супружескаго состоянiя; она дары счастiя возвышаетъ, и нужды бедности

ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ. 157

делаетъ сносными. А где нетъ сей любви, тамъ и при видимомъ счастiи, среди обилiя и довольства, не изсякаетъ источникъ внутреннихъ безпокойствъ, огорченiй и слезъ. Будьте внимательны къ ежедневнымъ опытамъ семейной жизни: и сами будете видеть, какъ такая любовь необходима вамъ, супруги, для вашего взаимнаго счастiя; и какое, напротивъ, великое несчастiе для васъ не иметь сей любви. Помня важность и необходимость этой добродетели, молите Господа, чтобы благодать св. Духа всегда пребывала съ вами, утверждала васъ въ истинной любви и охраняла отъ всехъ искушенiй, могущихъ ослабить и разрушить этотъ союзъ любви.

Чтобы ваша взаимная любовь была тверда и ненарушима, вамъ должно переносить взаимные недостатки съ терпенiемъ и снисходительностiю. Сколько не будете стараться, по взаимной любви, угождать другъ другу; но не можете поручиться за то, что никогда ничемъ не оскорбите другъ друга, или что одинъ въ другомъ ничего не будетъ видеть непрiятнаго для себя. Это невозможно; на земле между смертными нетъ такого полнаго и неизменнаго совершенства, которое бы само собою могло быть источникомъ ненарушимаго мира, согласiя и довольства. Поэтому и необходимо вамъ иметь терпенiе и снисходительность другъ къ другу, какъ врачество противъ всехъ случаевъ къ несогласiю и ослабленiю взаимной любви. Терпенiе заповедано самимъ Господомъ: „въ терпенiи вашемъ стяжите души ваша". И въ семейныхъ вашихъ отношенiяхъ нужно тоже терпенiе, по заповеди Господней. Встречаешь ли ты, мужъ, какое ненравящееся тебе свойство въ жене, съ которою однажды навсегда соединился ты узами брака: покрой непрiятное терпенiемъ. Видишь ли поступокъ, или слышишь слово, которое не по сердцу тебе: опять употреби въ помощь терпенiе и суди о жене снисходительно, какъ о немощнейшемъ сосуде. Умей врачевать раны благоразумiемъ и любовiю, какъ глава союза, и никогда не будь нетерпеливъ и неснисходителенъ. То

158 ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ.

же делай и ты, жена, по отношенiю къ твоему мужу, всегда помня, что Богъ поставилъ его твоимъ главою, и ты должна быть ему покорна. Такъ въ терпенiи другъ друга тяготы носите, и ограждайте вашу взаимную любовь отъ всего вреднаго для нея, отъ всякой опасности ослабить или потерять ее.

Чтобы ненарушимо сохранять взаимную любовь, вамъ надобно быть откровенными и доверчивыми другъ къ другу. Недоверiе, естественно сопровождаемое скрытностiю, обыкно­венно бываетъ источникомъ подозренiй и питаетъ несогласiя. Если дадите место въ сердцахъ вашихъ недоверiю и скрытности: то какое множество непрiятностей, по не­обходимости, возникнетъ между вами? Не допускайте, чтобы вамъ когда-либо самимъ испытать эти скорби и болезни, происходящiе отъ несогласiя: но всегда можете видеть ихъ тамъ, где есть взаимное недоверiе.

Общая обязанность мужа и жены—заботиться о благо­устройстве своего дома и о благосостоянiи всехъ членовъ семейства. Усердiе и трудолюбiе созидаютъ и утверждаютъ благосостоянiе дома, а нераденiе и леность разстроиваютъ и разоряютъ его. И мужъ, и жена для блага дома усердно должны трудиться: и взаимное благо ихъ самихъ и благо семейства отъ нихъ этого требуютъ. Не хорошо, когда одинъ членъ заботится и съ усердiемъ трудится для семейнаго блага, а другой нерадитъ о томъ; въ такомъ случае успехъ можетъ быть достигнутъ только въ половину, или менее. Но горе, когда одинъ членъ рачитъ о благосостоянiи дома, а другой не только не заботится о немъ, но своею безпечностiю или вместе и расточительностiю разоряетъ его; еще большее горе, когда оба, отецъ и мать дома, безпечны и расточительны. Сами знаете, какой жалкiй жребiй ожидаетъ этихъ несчастныхъ! Сами видали, и можете видеть, какимъ скорбямъ и бедствiямъ подвергаются такiя семейства. Никакой запасъ въ средствахъ, никакое наследство, никакiе обороты не обезпечиваютъ ихъ отъ затруднительныхъ обстоятельствъ. Въ ихъ рукахъ

ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ. 159

всякое богатство, какъ въ огне горитъ или въ воде тонетъ, — такъ скоро все у нихъ изъ рукъ выпадаетъ, и они остаются ни съ чемъ, а часто притомъ и обремененные долгами. Берегитесь, бойтесь этого зла! Знаете, что Господу неугодно такое поведенiе. Знаете, что въ этой жизни Богомъ назначено каждому человеку трудиться и добывать хлебъ трудами рукъ своихъ, въ поте лица (Быт. 2, 15, 3, 19). „Аще не хощетъ кто делати", говоритъ истина, „ниже да ястъ" (2 Сол. 3, 12). Знаете, также, какъ Богъ благословляетъ техъ, кои, всегда благоговея предъ Нимъ, живутъ въ умеренности и трудолюбiи; благами этой жизни пользуются благоразумно, какъ дарами Божiими; не присвояютъ себе чужого и не расточаютъ своего, а каждому дару назначаютъ свое употребленiе по нужде и для славы Божiей, всегда и за все благодаря небеснаго Дарователя. Въ рукахъ таковыхъ и малое бываетъ лучше великаго богатства. На нихъ сбывается слово мудраго: „лучше частица малая со страхомъ Господнимъ, нежели сокровища велiя безъ боязни" (Притч. 15, 16).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: