Тема 13. Маркировка товаров как средство информации о безопасности продукции

1. Особенности информации о пищевых продуктах

Основным законом, регулирующим отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, включая вопросы их маркировки, в Российской Федерации является Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В соответствии с этим законом и прочими нормативными актами по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов наличие маркировки, содержащей сведения на русском языке, предусмотренные законом или государственным стандартом (включая сроки годности для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным), — одно из условий оборотоспособности пищевых продуктов, материалов и изделий, связанных с их обращением. При невыполнении этого требования эти товары признаются некачественными и опасными и в результате не подлежат реализации, а утилизируются или уничтожаются.

На этикетках, либо ярлыках, либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов (включая импортные товары) кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:

• о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);

• о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);

• о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);

• об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);

• о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

Для развития и детализации требований к информации о пищевых продуктах был разработан и введен в действие с 1 июля 2005 г. ГОСТ Р 51074—2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». На основании этого и других нормативных документов можно выделить следующие требования к потребительской маркировке пищевых продуктов с учетом их вида и специфики, представляющих особый интерес для потребителей.

Не допускается в товарной информации:

• давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав. При включении в состав продуктов ароматизаторов, имитирующих наличие в них пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и/или ароматом. Для продуктов с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата);

• давать одно наименование разным пищевым продуктам;

• наносить на пищевые продукты надписи «Экологически чистый»;

• приводить информацию о таких свойствах продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Выращенный без применения минеральных удобрений», «Витаминизированный», «Без консервантов», и других при отсутствии у изготовителя подтверждения указанной информации;

• указывать информацию о специальных питательных свойствах, лечебном, диетическом или профилактическом назначении продукта, наличии в нем биологически активных веществ, отсутствии вредных веществ или о других аналогичных характеристиках при отсутствии у изготовителя подтверждения указанной информации.

Обязательной информацией для пищевых продуктов является наименование продукта, масса нетто, объем, количество, состав, суточная норма потребления, пищевая ценность, условия и срок хранения, срок годности и реализации, дата изготовления или упаковывания, обозначение документа.

Наименование продукта, с указанием отличительных состояний и специальной обработки продукта (например, «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «копченый», «сублимированный» «пастеризованный», «стерилизованный», «термизированный», «УВТ-обработанный», «охлажденный», «замороженный», «генетически модифицированный», «облученный ионизирующим излучением» или др.).

Масса нетто, или объем, или количество продукта. Для жидких фасованных продуктов указывают объем, для других продуктов — массу нетто. Массу нетто продукта указывают в г или кг, объем — в л или сл, или мл, или см3, или дм3. Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (в сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульоне и другой), помимо общей номинальной массы нетто должна быть указана номинальная масса нетто основного компонента.

Состав продукта. Перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок «Состав». Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта. В случае, когда массовая доля составного ингредиента в готовом пищевом продукте составляет менее 2 %, допускается не перечислять составляющие его ингредиенты в указанном списке. Обязательна информация о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании б использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, облученных ионизирующим излучением.

Обязательна информация о генетически модифицированных пищевых продуктах, пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников, или пищевых продуктах, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников.

Для пищевых продуктов, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников, информацию указывают в тех случаях, когда содержание в их составе указанных компонентов превышает норму, установленную нормативно-правовым актом (техническим регламентом).

Информацию для потребителя о пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников или содержащих генетически модифицированные источники, наносят на этикетку в виде надписей: «генетически модифицированный... (наименование продукта)...», или «...(наименование продукта)... получен на основе генетически модифицированных источников», или «...(наименование продукта)... содержит компоненты, полученные из генетически модифицированных источников».

При указании пищевых добавок используют следующие групповые наименования пищевых добавок: антиокислители; вещества для обработки муки; вещества, препятствующие слеживанию и комкованию; вещества, способствующие сохранению окраски; влагоудерживающие агенты: глазирователи; желеобразователи; загустители; кислоты; консерванты; красители; наполнители; отвердители; пеногасители; пенообразователи; пропелленты; подсластители; разрыхлители; регуляторы: стабилизаторы; уплотнители; усилители вкуса и запаха; эмульгаторы; эмульгирующие соли.

После группового наименования указывают индекс согласно Международной цифровой системе (INS), или Европейской цифровой системе (Е), или название пищевой добавки.

Для ароматизаторов должно быть указано: «натуральный», «идентичный натуральному» или «искусственный» в зависимости от того, какими они являются.

Информация о биологически активных добавках к пище, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием, пищевых добавках и пищевых продуктах, содержащих эти добавки, а также о пищевых продуктах нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы должна содержать сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний, которые наносят на этикетку.

Виды заболеваний, при которых противопоказано применение отдельных видов пищевых продуктов и добавок, определяет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Обязательна рекомендация о суточной норме потребления такого продукта в соответствии с установленным порядком.

Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).

Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жиров, макро- и ми-кроэлементов в 100 г, или 100 мл, или: 100 см3 съедобной части продукта, а калорийность/энергетическую ценность — в килокалориях и/или килоджоулях в расчете на 100 г, или 100 мл, или 100 см3 продукта.

Сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности/ энергетической ценности приводятся в случае, если их значение в 100 г (мл, см3) пищевого продукта составляет не менее 2 %, а для минеральных веществ и витаминов не менее 5 % от рекомендуемого суточного потребления.

Назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок.

Условия хранения пищевых продуктов. Условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других), если в документах в соответствии с которыми изготовлены продукты, установлены требования к условиям хранения. Для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки.

Срок годности. Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.

Срок годности может быть указан следующим образом: «Годен... (часов, суток, месяцев или лет)», «Годен до... (дата)», «Использовать... (употребить) до... (дата)».

Если срок годности пищевого продукта указывают после слов «Годен до» или «Использовать до», то его окончание обозначают датой: день, месяц и год — если срок годности не превышает три месяца: месяц и год — если срок годности превышает три месяца.

Если срок годности исчисляется часами, то указывают: «Годен в течение... часов». При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.

Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.

Срок хранения. Срок хранения пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом: «Срок хранения до... (дата)»; «Срок хранения... (суток, месяцев или лет)».

Срок реализации пищевого продукта устанавливает изготовитель с учетом периода его хранения и использования по назначению в домашних условиях. Срок реализации пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом: «Реализовать до... (час, дата)» или «Реализовать в течение... (часов, суток)».

Дата изготовления и дата упаковывания. Дату изготовления указывают словами: «изготовлен(о)... (дата)», адату упаковывания — «упакован(о)... (дата)». Для вина, алкогольных и безалкогольных напитков, минеральных вод, пива, уксуса указывают дату розлива, которая является одновременно датой изготовления и датой упаковывания; для яиц — дату сортировки, которая одновременно является датой изготовления. Если технологический процесс изготовления пищевого продукта продолжается после фасования (например, стерилизация, охлаждение, созревание и т. д.), наносят только дату изготовления.

Дату изготовления и дату упаковывания наносят в виде двузначных чисел, обозначающих число, месяц и год (например, 22.06.02), или отметок против чисел на кромках этикетки, или дают ссылку, где она указана. Для продуктов, срок годности которых исчисляется часами, в дате изготовления и дате упаковывания (дате изготовления) дополнительно указывают время изготовления — час (например, 13 час. 22.06.02).

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен или может быть идентифицирован продукт (допускается наносить без указания года утверждения).

Дополнительная информация, требуемая для отдельных видов потенциально опасных товаров, новых или впервые ввозимых на территорию РФ, установлена Административным регламентом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ. Государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подлежат:

• минеральная вода;

• продукты детского питания;

• продукты диабетического питания;

• мясные продукты;

• консервы мясные и мясорастительные;

• молочные продукты;

• пищевые добавки;

• биологически активные добавки к пище;

• пищевые продукты, полученные из генетически модифицированных источников;

• пищевые продукты, в том числе продовольственное сырье, изготовленное по новым технологиям;

• материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами;

• средства и изделия для гигиены полости рта;

• материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Потенциально опасные химические и биологические вещества.

Дополнительная информация включает данные о номере и дате выдачи регистрационного свидетельства, указываемые на этикетке (упаковке, листке-вкладыше), в инструкции по применению, в техническом паспорте, а также в рекламе продукции.

Требования технического регламента ТС к маркировке пищевой продукции

Если применение национального стандарта может происходить на добровольной основе, то применение и исполнение требований технических регламентов обязательно.

В рамках проведения согласованной политики государств — членов Таможенного союза в области технического регулирования с 1 января 2013 г. будет введен в действие Технический регламент Таможенного союза (TP ТС 022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Настоящий технический регламент ТС распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию и устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию.

Условием выпуска в обращение на рынке будет являться соответствие пищевой продукции данному техническому регламенту. При применении технического регламента должны учитываться дополнительные требования технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции в части ее маркировки, не противоречащие настоящему техническому регламенту.

Маркировка упакованной пищевой продукции с 1 июля 2013 г. должна будет содержать следующие сведения:

• наименование пищевой продукции;

• состав пищевой продукции;

• количество пищевой продукции;

• дату изготовления пищевой продукции;

• срок годности пищевой продукции;

• условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

• наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции (далее — наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее — наименование и место нахождения импортера);

• рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

• показатели пищевой ценности пищевой продукции;

• сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО);

• единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.

2. Особенности информации о непродовольственных товарах

Вслед за продовольственными продуктами Правительство РФ своим Постановлением от 15.08.1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» установило меры по обеспечению наличия информации на русском языке об импортных непродовольственных товарах, продаваемых на территории России. В целях усиления контроля обеспечения качества и безопасности использования на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров Правительство Российской Федерации с 1 июля 1998 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.

Наличие информации о таких товарах на русском языке обеспечивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими их импорт в Российскую Федерацию.

Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:

• наименование товара;

• наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);

• назначение (область использования), основные свойства и характеристики;

• правила и условия эффективного и безопасного использования;

• иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: