Этология поведения человеческой группы

Этология, как наука о поведении животных, обращает внимание на самые разные биологические виды.

Сравнение поведения различных видов само по себе является очень важным методом анализа, позволяющим выявить сходство и различие в поведении родственных видов, а затем понять, как эти дивергенции и конвергенции возникли в ходе эволюции.

Например, изучение поведения примитивных животных позволяет исследовать такие простые формы поведения, как рефлексы, которые, впрочем, сохраняются в поведении высокоорганизованных животных, и составляют основание для более развитых форм поведения.

Очевидно, что исследование особенностей поведения отдельного вида не возможно без некоторой визитной карточки этого вида, краткого представления о нормальной модели поведения, присущего исследуемому виду. Для животных, помимо человека, мы обычно довольствуемся весьма краткими описаниями, например:

Японский макак (Мacaca fuscata) — ареал обитания расположен севернее, чем у других приматов. Крупное, плотное животное, массой 15-18 кг. Стая состоит из 30 до 150 особей, такая группа занимает территорию от 2 до 15 кв. км. Стая организована строго иерархично. Но среди самцов высшего ранга нельзя выделить единственного вожака. Ранг самки определяется той степенью симпатии, которую к ней питает самец высокого ранга. Дети женского пола наследуют ранг своей матери, молодые самцы должны после ухода от матери бороться за свой ранг в стае самостоятельно. В заботе о потомстве часто принимает участие самец. Молодые самцы могут приблизиться к взрослым самкам оказывая опеку их более юным детенышам. Японские макаки выносят снежные зимы, нередко купаются в природных горячих источниках, прекрасно плавают и ныряют. При общении члены стаи используют различные звуки, жесты, мимику.

Очевидно, что в случае изучения поведения человека, нам следовало бы иметь такое же компактное описание нормального поведения Homo sapiens и, в особенности, хотя бы общее представление об организации групп нашего вида. Поскольку человек − существо социальное и личность формируется в тесном взаимодействии с другими людьми, то рассмотрение поведения отдельного человека практически не представляет интереса.

Все формы поведения проявляются лишь при общении с другим человеком или группой. Даже при исследовании интеллектуальных и когнитивных способностей отдельного человека имеет смысл учитывать его отношения с другими членами общества, поскольку знания и навыки нами приобретаются в основном в процессе коллективного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: