Граница по орудиям

Тема 2. Этология человеческой группы

План

  1. Грань между человеком и животным (по орудиям, анатомическая, по языку)
  2. Этология поведения человеческой группы

2.1.Иерархическая организация группы

2.2.Ранги в человеческой группе

2.3.Характерные черты человеческих групп

2.4.Интеллект и социальная организация группы

2.5. Коалици и не-иерархические группы

Литература

Дольник В. «Чему нас учат обезьяны?»

Дольник В. «Естественная история власти»

Профессионалы практически отказались от попыток найти эту границу, поскольку хорошо понимают, что её можно проводить где угодно и она никогда не будет однозначной.

Граница по орудиям

В тридцатых годах прошлого века этот вопрос казался несложным: кто может изготовить орудие – тот и человек.

Довольно скоро выяснилось, что шимпанзе тоже неплохо справляются с этой задачей. У шимпанзе в природе существует сложная орудийная культура. Некоторые группы обезьян умеют очищать ветки от листьев, чтобы выуживать термитов из гнёзд, некоторые дополнительно измочаливают кончик ветки. Другие группы особым образом раскалывают орехи, кто-то делает из жёванных листьев губки и достаёт ими воду из углублений. Описаны даже шимпанзе, изготовляющие заострённые копья для охоты на низших обезьян.

Важно, что спектр используемых навыков отличается в разных популяциях обезьян, то есть животные не изобретают технологию каждый раз заново, а учатся у своих сородичей. В лабораторных условиях орудийная деятельность шимпанзе ещё более многообразн а.

Чтобы добыть лакомство, обезьяны:

− тушат огонь,

− строят пирамиды из ящиков,

− сгибают из проволоки крючки – самостоятельно придумывают решение для любой задачи, которую ставят перед ними исследователи.

Тогда границу отодвинули: человекэто тот, кто может изготовить орудие при помощи другого орудия. Шимпанзе, по-видимому, действительно не делают этого без специального обучения в лаборатории, а вот олдувайская культура – расколотые гальки, появившиеся около 2,6 миллиона лет назад, – подпадает под этот критерий.

Но трудность ещё и в том, что изготовление орудий не всегда можно с уверенностью подтвердить палеонтологическими методами. Если учёные находят кости обезьяночеловека и обтёсанные камни – можно предположить, что этот человек изготовил орудие. Но с тем же успехом можно выдвинуть гипотезу, что эта обезьяна – жертва охотника, убившего её при помощи орудия, а сам он, покинувший эту стоянку, относился к какой-то другой линии гоминид.

Иногда орудия находятся, а ничьих костей поблизости нет. Бывает и наоборот: есть кости, но рядом нет орудий. Конечно, по строению черепа и кисти, если их удалось найти, можно делать определённые предположения о том, могло ли это существо работать над изготовлением орудий. Правда, строение черепа позволяет многое сказать о размере и форме мозга, но не о его внутренних структурных особенностях. Обладая мозгом в 750 см3 (именно эту цифру рассматривают как «мозговой Рубикон» – границу между обезьяной и человеком), можно быть и человеком, и животным.

Важные отличия связаны с объёмом складок коры, соотношением белого и серого вещества, количеством синаптических связей между нейронами и со многими другими особенностями, которые трудно или вовсе невозможно воссоздать по палеонтологической летописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: