Все это показывает необходимость срочного вмешательства профессиональной социальной работы и как формы реабилитации

ТЕМА 1

Реабилитация - основная мера социальной защиты.

ПЛАН:

Показатели инвалидности

Уровень смертности

Рождаемость

Естественный прирост населения

Место реабилитации.

Виды реабилитации.

Задачи решаемые на каждом этапе реабилитации.

Возможные исходы реабилитации.

Абилитация

Начиная изучение курса реабилитологии необходимо остановиться на некоторых мотивирующих цифрах. Статистика свидетельствует о неуклонном расширении круга лиц, которые включаются в систему социальной защиты через инвалидность. Если в 1986, 1987, 1988 годах инвалидов, получающих пенсии было 3,1%, т.е. уровень был стабилен, то с 1989 г. он начал нарастать, достигнув в 2000 году 4,1 %. Численность инвалидов, получающих пенсии в 2000 г. составила 412981 чел. Впервые признаны инвалидами в 2000 г. 55495 чел. Статистика инвалидности среди работающего населения показывает некоторое снижение числа впервые признаваемых инвалидами с 25886 человек в 1993 году до 18619 в 2000 году. Уменьшение выхода на инвалидность после 1993 г. нельзя объяснить улучшением здоровья – именно в этом году в республике смертность превысила рождаемость. Наблюдается снижение средней продолжительности жизни, рост смертности в трудоспособном возрасте. Прирост населения выражается отрицательными цифрами.

Все это показывает необходимость срочного вмешательства профессиональной социальной работы и как формы реабилитации.

В курсе "Истории социальной работы" мы познакомились с различными формами социальной защиты населения в различные исторические периоды. Возвращаясь к материалу того курса можно отметить несомненную эволюцию форм социальной защиты.

Если ранее главным элементом социальной защиты инвалида являлась пенсия, что чаще всего влекло за собой дезинтеграцию инвалида со средой обитания и затраты государства на постоянное содержание данных категорий, то в последующем перенесение акцентов на реабилитацию предполагает интегративный принцип интеграции дезадаптированного человека в нормальный социальный, интеллектуальный, профессиональный круг.

Это влечет за собой необходимость реализации ряда мер, обеспечивающих приоритет реабилитации перед пенсией, что является ключевым элементом в переходе к концепции защиты на основе интеграции инвалидов в общество.

Новые подходы, опирающиеся на мировой опыт становления реабилитационных служб в ряде стран, на международные документы о правах человека.

В нашей стране пока не решено множество вопросов, касающихся проблемы реабилитации инвалидов как на уровне страны, так и отдельных этапов системы, относящихся к определенным Министерствам, но они явственнее обозначены и предполагают последовательное, терпеливое превращение формирующейся новой идеологии в реальную действительность, доходящую до конкретного человека.

В последнее время в медицинской литературе большое внимание уделяется реабилитации различных категорий больных и инвалидов. Рассматриваются различные технологии и методы реабилитации. Авторы в рамках медицинской реабилитации детально выясняют вопросы эффективности тех или иных методов физического, психологического, медикаментозного, физиотерапевтического, логопедического, хирургического и других воздействий при различных заболеваниях и травмах. Основной моделью "конечного результата" вышеперечисленных воздействий является снижение выраженности двигательного, сенсорного дефектов и повышение функциональных возможностей организма. Эффективность реабилитации измеряется, как правило в градусах увеличения объема активных или пассивных движений конечностей, килограммах или граммах увеличения силы, метрах или сантиметрах увеличения дистанции, проходимой пациентом, увеличении количества функционирующих двигательных единиц в мышцах (на основании миограмм), изменении реограм, компьютерных томограмм и т. д. В дальнейшем все эти изменения экстраполируются на Международную номенклатуру ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности и выносится медико-социальный вердикт. Пациенту предлагаются повторные курсы реабилитации, начинающиеся опять таки комплексным медико-функциональным обследованием и и заканчивающиеся "оценкой эффективности".

Между тем понятие реабилитации в широком смысле этого слова определенного в Законе "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" указывает на то, что реабилитация это процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Таким образом, в понятие реабилитации вкладывается больше социально-экономический смысл нежели медицинский. В законе " О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", принятом в 1991 году и Законе "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов", принятом в 1994 году указаны также разновидности реабилитации такие как медицинская, медико-профессиональная, профессиональная, трудовая и социальная, которые, некоторыми специалистами рассматриваются порой как отдельные виды со своими целями и задачами, хотя из определения реабилитации явствует, что упомянутое является только лишь этапами или фазами реабилитации, предусматривающей конечную социальную сущность.

В самом деле, основной социальный и экономический смысл реабилитационного процесса заложен в бытовой, интеллектуальной, профессиональной, а в конечном счете - полной социальной реинтеграции или интеграции человека в нормальный интеллектуальный, профессиональный, социальный круг, т.е. выделенные виды реабилитации являются не чем иным, как звеньями одной неразрывной цепи и рассматривать их необходимо лишь в виде преемственных фаз или этапов.

Говоря об экономической эффективности реабилитации, необходимо отметить, что при существующей системе государство затрачивает огромные средства на восстановительные мероприятия пациента, а в последующем и на выплату пенсий, и пособий не чем не уступающих тем, которые пациент получал бы и без проведения реабилитации. Между тем, система реабилитации сложившаяся в европейских странах, предусматривает выплату лишь пособий на период проведения реабилитации, а в последующем реабилитированный человек (около 80%) должен обеспечить себя самостоятельно. Сэкономленные средства в некоторой части своей перераспределяются тем, кто по состоянию здоровья и выраженности нарушений не может трудиться. В нашей же ситуации получается наоборот - даже лица которые в состоянии трудиться продолжают получать пенсии на основании разнообразных формулировок (по анатомическому дефекту, по социальному фактору и т.д.), а лиц возвратившихся к труду остается около 15% - многие из которых также получают пенсии и пособия.

Успешность интеграции человека с ограниченными возможностями зависит от трех основных составляющих: - желание самого человека, его объективные возможности и возможности рынка труда способного принять этого человека. Как правило камнем преткновения является именно третья составляющая, которая не позволяет реализоваться человеку с ограниченными возможностями даже при нормальном состоянии двух первых. Этот момент нельзя объяснять недостатком рабочих мест "даже для здоровых".

Во-первых, у здоровых совсем другой диапазон выбора, и здоровый человек полностью остается без работы не потому, что ему нет вообще работы, а потому, что его претензии к характеру работы (меньше работать но больше получать) гораздо выше возможностей и оценка собственных способностей не коррелирует с оценкой его возможностей окружающими - например работодателем.

Во-вторых, у лиц с ограниченными возможностями - эти возможности ограничены, как правило, в какой то определенной сфере: двигательной, сенсорной, интеллектуальной и т.д., что компенсируется более тонким и дифференцированным развитием других сфер.

В-третьих, как показывает опыт работы с людьми имеющими ограниченные возможности, если им удается прорваться на работу, получить специальность и трудоустроиться, то они выполняют свои трудовые обязанности ни чуть не хуже "здоровых", а даже как правило и лучше потому, что им необходимо доказать свою равноправность и поэтому работать лучше. В тоже время "здоровому" этого доказывать не надо и как бы он не работал трудовой кодекс не позволит его уволить (лишь бы не прогуливал, не пил - на работе, приходил на работу и уходил с работы во время, а работать можно и "спустя рукава").

Есть еще целый ряд причин в значительной степени тормозящих процессы интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальную профессиональную, социальную среду. Одна из них это существующий подход к определению степени социальной зависимости человека на основании диагноза, а не на основании его возможностей, жизненного и профессионального опыта.

Так в Германии, экспертиза способностей интеграции человека с ограниченными возможностями осуществляется социальными работниками служб министерства труда и социального порядка работающими в тесной связи с рынком труда. У нас же сложилась система многоуровневой диагностики физического, психического или какого то другого дефекта человека. При чем клинико-функциональный диагноз, выставляемый непосредственно лечащим врачом, затем подтверждается врачебно - консультативной комиссией (ВКК) поликлиники, а затем медико-реабилитационно-экспертной комиссией врачей (порой забывших как выглядит настоящий больной) - звено исключение которого только сэкономи т государству значительные средства и упростит саму изнуряющую и оскорбительную процедуру так называемой медико-социальной экспертизы заканчивающуюся подтверждением клинико-функционального диагноза и определением соответствующей ему группы инвалидности с фиксированным размером пенсии.

По нашему мнению реабилитационный процесс должен выглядеть следующим образом.

Безусловно первым этапом или фазой реабилитации является медицинская, направленная на "восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней и травм". Этот этап не может быть бесконечно растянут во времени и должен завершиться выставлением четкого резидуального клинико-функционального диагноза, подробно показывающего имеющиеся необратимые функциональные нарушения пациента и нарушения требующие дополнительного проведения медицинских мероприятий.

Вторым этапом для пациентов имеющих еще благоприятный прогноз в восстановлении функций (с не сформировавшимся резидуальным дефектом) является этап медико-профессиональной реабилитации, предусматривающий "восстановление трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней". Пациенты с сформированным резидуальным дефектом после выставления ВКК окончательного клинико-функционального диагноза должны переходить сразу на третий этап.

Третий этап профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции.

Переход между медицинским и профессиональными этапами должен осуществляться через службы социальной экспертизы (работающие в тесном контакте с рынком труда), которые, получив развернутый функциональный диагноз от ВКК поликлиник или из стационаров, определят возможности и способности клиента в его прежней профессии, при необходимости подберут новую, обеспечат процесс трудоустройства и адаптации к профессии.

При невозможности участия клиента в трудовой деятельности служба социальной экспертизы определят пособия и передает клиента в социальные службы осуществляющие дальнейшую ему помощь в организации быта и создания удовлетворительных жизненных условий (оборудование вспомогательными техническими средствами жилища расширяющие, на сколько это возможно, рамки физической независимости, решения вопроса организации ухода у одиноких, различного рода другая адресная помощь), как для самого клиента, так и для его семьи в целом попавшей в затруднительную жизненную ситуацию не меньше самого пострадавшего.

Таким образом, в настоящее время назрела острая необходимость кардинального реформирования системы реабилитации, научной проработки вопросов связанных с экономической эффективностью этого процесса и целесообразностью отдельных его звеньев, разработки эффективных технологий оказания адресной помощи лицам, попавшим в затруднительную жизненную ситуацию, разработки принципов и методов социальной экспертизы, а также принципов и подходов к назначению пенсий, пособий и всевозможных льгот.

Первой, на наш взгляд, трудностью в создании системы реабилитации является отсутствие интереса к ней у значительной части самих больных, особенно с хроническими заболеваниями, вследствие незначительной разницы между уровнем зарплаты и пенсии.

Вторая это - Рыночные отношения и конкуренция на рынке труда резко снижают возможности социальной защиты инвалида в рамках прежней системы, особенно если учесть, что в Беларуси нуждаются в социальной защите вследствие дефектов здоровья не 4,2 % населения, получающего пенсии по инвалидности, а не менее 10%. Число безработных в первую очередь будут пополнять лица с дефектами здоровья, конкурентоспособность которых без реабилитационных мер снижена. Но применение последних может в большинстве случаев полностью вернуть этим лицам способность к труду и экономической самостоятельности.

В становлении службы реабилитации инвалидов в Республике Беларусь важную роль сыграла Республиканская научно-практическая конференция «Социальные и медицинские проблемы профилактики инвалидности и сохранения трудовых ресурсов» (13-15 октября 1988 г.) учредителями которой были Министерство социального обеспечения БССР, Белорусский Республиканский Совет профессиональных союзов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет БССР по труду и социальным вопросам.

Учредителями конференции по ее результатам было принято Постановление № 4/25/2/2 от 8 февраля 1989 г. «Об утверждении рекомендаций республиканской научно-практической конференции «Социальные и медицинские проблемы…». Были выработаны рекомендации по трем основным направлениям в решении проблем инвалидности: предупреждение, реабилитация, создание равных возможностей.

Основы научно-методического обеспечения подхода и создания службы реабилитации разработаны в рамках первой, посвященной реабилитации инвалидов, республиканской научно-технической программы «Разработка методов и технических средств для медицинской и социальной реабилитации больных и инвалидов» на 1991-1995 гг. (РНТП 69.04р), где Государственным заказчиком было определено Министерство социального обеспечения, а головным учреждением БНИИЭТИН. Основные положения, полученные в рамках РНТП 69.04р, нашли отражение в первом законе, принятом по проблеме реабилитации инваолидов на территории бывшего СССР – «Закон Республики Беларусь о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», подписанный 11 ноября 1991 г., что позволяет этот день считать днем рождения системы реабилитации инвалидов в Республике Беларусь.

Развитие законодательной базы позволило Верховному совету в 1994 г. принять следующий закон РБ «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Законодательство РБ предусматривает создание этапов (фаз) реабилитации, закрепленных за определенными министерствами.

1. Медицинская реабилитация – процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм.

2. Медико-профессиональная реабилитация – процесс восстановления трудоспособности, который объединяет медицинскую реабилитацию с подбором профессии, оценкой трудоспособности, с определением и тренировкой новых профессионально-значимых функций, если восстановление нарушенных невозможно; при ампутациях, потерях зрения, постинсультных или травматических параличах и т.д.

3. Профессиональную реабилитацию – система мер (в первую очередь образовательных), которые обеспечивают инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю перемещаться по службе (работе), содействуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции. Продолжением этого этапа является трудовая реабилитация – процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте. Преемственность этих этапов требует тесного взаимодействия соответствующих служб министерств образования и труда.

4. Социальная реабилитация – система мероприятий, которые обеспечивают улучшение уровня и качества жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества. Социальная реабилитация осуществляется во всех фазах, ориентирована на обучение реабилитанта навыкам самообслуживания и обеспечение независимости методами эрготерапии, педагогическими, психологическими, техническими средствами, включая оборудование квартиры, создание безбарьерной среды, материальную помощь, пенсионирование и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: