1. Права личности: ♦ право на жизнь; ♦ право на свободу; ♦ право на достоинство; ♦ право на безопасность; ♦ право на справедливость в суде; ♦ право на уединение; ♦ право на частную собственность | 2. Свободы личности: ♦ свобода участия в политическом процессе; ♦ свобода вероисповедания; ♦ свобода взглядов; ♦ свобода совести; ♦ свобода юридического расследования; ♦ свобода слова |
3. Обязанности личности: ♦ уважать человеческую жизнь; ♦ уважать права других; ♦ быть терпимым; ♦ быть сострадательным; ♦ проявлять сдержанность; ♦ участвовать в демократическом процессе; ♦ трудиться во имя общего блага; ♦ уважать чужую собственность | 4. Убеждения, связанные с условиями жизни в обществе и обязанностями по управлению государством: ♦обществу нужны законы, приемлемые для большинства нации; ♦ диссидентские меньшинства защищены; ♦ правительство избирается народом; ♦ правительство уважает и защищает права личности; ♦ правительство уважает и защищает свободы личности; ♦ правительство гарантирует гражданские свободы; ♦ правительство осуществляет свою деятельность во имя общего блага |
12 ПисаренкоД., Разин П. Поколение-2000 // Аргументы и факты. 1999. № 17. С. 16.
13 Там же.
14 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Самоидентификация молодежи и преемственность поколений
(http://credo.osu.ru).
роль в истории положительно оценили 46,8% респондентов, роль А.Д. Сахарова — 52,2% (для сравнения: роль Б.Н. Ельцина позитивной признали 30,73% респондентов).
В исследовании В.Т. Лисовского на вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» молодежь России (опрос 2001 г.), ответила так: любовь — 44,2%, семья — 39,9%, здоровье — 34,6%, работа — 28,4%, творчество — 22,6%' дети — 14,4%, уважение окружающих — 13,5%15. В табл. 21 приведены ответы на этот же вопрос в зависимости от социального происхождения респондентов.
Таблица 21 Главные приоритеты молодежи (в %)
Что главное в жизни? | Рабочие | Служащие | Техническая интеллигенция | Гуманитарная интеллигенция | Предприниматели | |||||
Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | |
Образование | 30,2 | 34,2 | 30,6 | 30.7 | 25,2 | 24,4 | 34,8 | 28,5 | 40,2 | 39,4 |
Любовь | 31,4 | 29,3 | 37,9 | 36,6 | 36,1 | 38,1 | 23,9 | 30,4 | 39,8 | 41,3 |
Семья | 53,9 | 56,7 | 52,8 | 50,7 | 49,2 | 50,7 | 50,0 | 44,3 | 47,7 | 50,0 |
Дети | 15,3 | 18,2 | 17,4 | 15,3 | 12,8 | 15,3 | 8,7 | 12,0 | 15,4 | 14,4 |
Работа | 26,1 | 27,7 | 21,2 | 28,5 | 24,8 | 28,5 | 26,1 | 33,1 | 38,0 | 40,4 |
Творчество | 12,2 | 8,8 | 15,3 | 13,8 | 18,4 | 20,9 | 15,2 | 11,5 | 16,9 | 18,2 |
Здоровье | 36,7 | 40,4 | 35,3 | 38,1 | 38,3 | 29,4 | 26,1 | 34,8 | 37,2 | 35,6 |
Уважение окружающих | 16,9 | 20,5 | 23,0 | 19,2 | 15,8 | 11,9 | 13,0 | 8,6 | 19,5 | 25,0 |
Источник: Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде (http://credo-new.narod.ru).
Из таблицы следует, что ценность семьи на первом месте независимо от социального происхождения. Дети предпринимателей поставили на первое место образование, зато дети технической интеллигенции значимость образования явно недооценивают. Работа, здоровье наиболее значимы для детей предпринимателей. Большинство респондентов невысоко оценили значимость творчества.
На вопрос «Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи?» молодежь ответила: независимость суждений — 59,3%, самостоятельность поступков —41,7%, веравбудущее —40,2%, прагматизм — 38,7%, образованность — 19,1%, патриотизм — 10,3%, гражданственность — 7,4%, духовность — 6,4%, способность к самопожертвованию — 3,9%. Из ответов следует, что в оценке своих сверстников опрошенные очень критичны. Себя они оценивают значительно выше.
По данным опроса В.Т. Лисовского, интересуются политикой 50,2% молодых респондентов. Назвали себя гражданами новой России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей, 44,5% опрошенных. Считают себя представителями поколения: надежд — 31,0% романтического — 21,2%,
15 См.: Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учеб. пособие. 2000. Социология молодежи. Учеб. / Отв. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996; Он же. Социальные изменения в молодежной среде (http://credo-new.narod.ru).
прагматичного — 16,3%, скептического — 14,3%, циничного — 11,3%, протестующего — 8,5%, равнодушного — 8,4%, потерянного — 3,9%, отчаявшегося — 2,5%, «новейших русских» — 1,0%.
Социологический опрос, проведенный питерскими учеными в 2002 г., выявил большой оптимизм молодежи в оценке своего материального благополучия по сравнению со старшими группами населения. «Живем в достатке» ответили 8,7% (старшее поколение — 7%); «Живем прилично» — 67,8% (51,3%); «С трудом сводим концы» — 18,8% (35,5%); «Бедствуем» — 2,2% (4,7%), не ответили — 2,5% (1,5%). Однако свои доходы молодежь определяет уже иначе: высокие — 1%, средние — 59%, низкие — 40%16. Ответ и на этот вопрос оказался более оптимистичным, чем у людей старшего поколения.