Демократические ценности и убеждения

1. Права личности: ♦ право на жизнь; ♦ право на свободу; ♦ право на достоинство; ♦ право на безопасность; ♦ право на справедливость в суде; ♦ право на уединение; ♦ право на частную собственность 2. Свободы личности: ♦ свобода участия в политическом процессе; ♦ свобода вероисповедания; ♦ свобода взглядов; ♦ свобода совести; ♦ свобода юридического расследования; ♦ свобода слова
3. Обязанности личности: ♦ уважать человеческую жизнь; ♦ уважать права других; ♦ быть терпимым; ♦ быть сострадательным; ♦ проявлять сдержанность; ♦ участвовать в демократическом процессе; ♦ трудиться во имя общего блага; ♦ уважать чужую собственность 4. Убеждения, связанные с условиями жизни в обществе и обязанностями по управлению государством: ♦обществу нужны законы, приемлемые для большинства нации; ♦ диссидентские меньшинства защищены; ♦ правительство избирается народом; ♦ правительство уважает и защищает права личности; ♦ правительство уважает и защищает свободы личности; ♦ правительство гарантирует гражданские свободы; ♦ правительство осуществляет свою деятельность во имя общего блага

12 ПисаренкоД., Разин П. Поколение-2000 // Аргументы и факты. 1999. № 17. С. 16.

13 Там же.

14 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Самоидентификация молодежи и преемственность поколений
(http://credo.osu.ru).

роль в истории положительно оценили 46,8% респондентов, роль А.Д. Са­харова — 52,2% (для сравнения: роль Б.Н. Ельцина позитивной признали 30,73% респондентов).

В исследовании В.Т. Лисовского на вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» молодежь России (опрос 2001 г.), ответила так: любовь — 44,2%, семья — 39,9%, здоровье — 34,6%, работа — 28,4%, творчество — 22,6%' дети — 14,4%, уважение окружающих — 13,5%15. В табл. 21 приведены от­веты на этот же вопрос в зависимости от социального происхождения рес­пондентов.

Таблица 21 Главные приоритеты молодежи (в %)

Что главное в жизни? Рабочие Служащие Техническая интеллигенция Гуманитарная интеллигенция Предприниматели
Отец Мать Отец Мать Отец Мать Отец Мать Отец Мать
Образование 30,2 34,2 30,6 30.7 25,2 24,4 34,8 28,5 40,2 39,4
Любовь 31,4 29,3 37,9 36,6 36,1 38,1 23,9 30,4 39,8 41,3
Семья 53,9 56,7 52,8 50,7 49,2 50,7 50,0 44,3 47,7 50,0
Дети 15,3 18,2 17,4 15,3 12,8 15,3 8,7 12,0 15,4 14,4
Работа 26,1 27,7 21,2 28,5 24,8 28,5 26,1 33,1 38,0 40,4
Творчество 12,2 8,8 15,3 13,8 18,4 20,9 15,2 11,5 16,9 18,2
Здоровье 36,7 40,4 35,3 38,1 38,3 29,4 26,1 34,8 37,2 35,6
Уважение окружающих 16,9 20,5 23,0 19,2 15,8 11,9 13,0 8,6 19,5 25,0

Источник: Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде (http://credo-new.narod.ru).

Из таблицы следует, что ценность семьи на первом месте независимо от социального происхождения. Дети предпринимателей поставили на первое место образование, зато дети технической интеллигенции значимость обра­зования явно недооценивают. Работа, здоровье наиболее значимы для детей предпринимателей. Большинство респондентов невысоко оценили значи­мость творчества.

На вопрос «Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи?» моло­дежь ответила: независимость суждений — 59,3%, самостоятельность поступ­ков —41,7%, веравбудущее —40,2%, прагматизм — 38,7%, образованность — 19,1%, патриотизм — 10,3%, гражданственность — 7,4%, духовность — 6,4%, способность к самопожертвованию — 3,9%. Из ответов следует, что в оценке своих сверстников опрошенные очень критичны. Себя они оценивают зна­чительно выше.

По данным опроса В.Т. Лисовского, интересуются политикой 50,2% мо­лодых респондентов. Назвали себя гражданами новой России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей, 44,5% опрошенных. Считают себя представителями поколения: надежд — 31,0% романтического — 21,2%,

15 См.: Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учеб. пособие. 2000. Социология молодежи. Учеб. / Отв. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996; Он же. Социальные изменения в молодежной среде (http://credo-new.narod.ru).

прагматичного — 16,3%, скептического — 14,3%, циничного — 11,3%, про­тестующего — 8,5%, равнодушного — 8,4%, потерянного — 3,9%, отчаявше­гося — 2,5%, «новейших русских» — 1,0%.

Социологический опрос, проведенный питерскими учеными в 2002 г., выявил большой оптимизм молодежи в оценке своего материального бла­гополучия по сравнению со старшими группами населения. «Живем в дос­татке» ответили 8,7% (старшее поколение — 7%); «Живем прилично» — 67,8% (51,3%); «С трудом сводим концы» — 18,8% (35,5%); «Бедствуем» — 2,2% (4,7%), не ответили — 2,5% (1,5%). Однако свои доходы молодежь оп­ределяет уже иначе: высокие — 1%, средние — 59%, низкие — 40%16. Ответ и на этот вопрос оказался более оптимистичным, чем у людей старшего по­коления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: