Еще до Октябрьской революции 1917 г. русскими и зарубежными философами (Н.О. Лосский, М. Шелер, Ф. Ницше, В.П. Тугаринов, О.В. Дроб-ницкий, С.Ф. Анисимов и др.) разработаны основы теории ценностей, раскрыта сущность понятия, выделены и описаны основные группы ценностей. В работах известных психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, В.И. Селиванов и др.) показана связь между системой ценностей человека, его эмоциональным и волевым развитием.
Классики зарубежной психологии и философии, в том числе Г. Мюнстер-берг, В. Штерн, Н. Гартман и М. Шелер, пытались построить иерархию ценностей. К примеру, в четырехуровневой иерархии М. Шелера на нижнем этаже расположены гедонистические (приятное—наприятное), на втором — этикетные (хорошее и дурное, благородное и низкое), на третьем — эстетические (прекрасное—безобразное), на четвертом — нравственные (противоположность добра и зла), а на пятом, высшем уровне размещаются ценности абсолютного блага, превышающие любые другие ценности — они вечны, неделимы, независимы от других1. Американский социолог Р. Инглхарт выделяет две системы ценностей — «материалистическую» (материальное благосостояние экономический рост, безопасность, благосостояние и т.д.)
|
|
1 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
и «постматериалистическую», где доминируют гармоничные отношения между людьми, духовное развитие и самореализация личности2.
Материальные ценности выступают на передний план в экстремальных условиях, когда на весы положена ваша жизнь, прежде всего голод или тяжелая болезнь. Нематериальные ценности оттесняют своих конкурентов в нормальной ситуации, при высоком уровне жизни западноевропейцы могут поразмышлять о Бетховене или освоении Марса, благотворительности или экзотическом туре. Но часто бывает, что и при низком достатке люди руководствуются ими, например, в годы индустриализации советские люди совершали героические подвиги вовсе не за деньги, а ради высших духовных ценностей. Патриарх Тихон в 1920-е гг., отказавшись сотрудничать с советской властью, отдал самое дорогое — свою жизнь — ради высших духовных ценностей. Достижение второй системы ценностей возможно только после удовлетворения материальных потребностей. Инглхарт подчеркивает, что лишь после того, как подавляющая часть общества чувствует свою «экономическую безопасность» (у них есть работа, дом, машина и многое другое) возникают предпосылки для постматериальной «культурной революции», когда люди начинают бороться за «мир во всем мире», против глобальной бедности и неравенства, терроризма и охранять окружающую среду.
|
|
Данные кросскультурных исследований, проведенных в 40 странах под руководством Р. Инглхарта, показали, что хотя постматериальные ценности больше всего распространены в богатых странах Запада (США, Швеции, Японии, Австралии и т.д.), где их разделяло в 1990 г. от 20 до 33% населения, они начинают проникать и в менее развитие страны, скажем Турцию и Мексику (чуть менее 20%). Хуже всего постматериализм представлен в Южной Азии, экваториальной Африке и постсоциалистических странах, в том числе России (11%). Тем не менее в период 1981-1990 гг. в совершенно различных по экономике, социальному укладу и культуре обществах происходили одинаковые сдвиги в отношении к
2 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, 1997. P. 87; Инглхарт P. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе. М., 1990; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// Полис. 1997. № 4.
институтам и нормам, регулирующим нашу жизнь. Так, в США, Канаде, странах Западной Европы, а также в Мексике и Японии уменьшилась доля людей, считающих невозможным вступать в стычки с полицией. В североамериканских и западноевропейских странах, в Южной Африке возросло количество граждан, готовых участвовать в запрещенных забастовках (в Мексике оно повысилось за 10 лет в четыре раза). В подавляющем большинстве стран, исповедующих самые разные религии, в том числе ислам, католицизм, буддизм и синтоизм, упал престиж церкви как высшего морального авторитета. В сфере семейных и сексуальных отношений наблюдается тенденция к ослаблению традиционных норм. Так, в США, Венгрии, Японии, а особенно сильно — в Аргентине (в два раза) возросла доля опрошенных, одобряющих женщин, воспиты вающих детей без мужа3.
Проблема ценностных ориентации рассмотрена в работах А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Ар-тюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, А.С. Шарова и др. В исследованиях ученых доказана необходимость и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина), рассмотрены проблемы эмоционально-ценностного образования младших школьников (В.В. Абраменкова, СИ. Мас-лов), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И. Рав-кин, М.В. Богуславский), показаны пути формирования ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л.В. Куликова, Г.П. Савкина, А.Д. Солдатенков и др.), обнаружено влияние усвоенных ценностей на личностные качества ребенка и его поведение (И.Я. Скворцова, О.Н. Прокопец). Сотрудник Российской академии образования В.В. Абраменкова4 провела психологический эксперимент, в котором участвовали более ста московских детей разного возраста. Ребятам предложили игровую ситуацию: каждый из них в одиночку оказывается вдруг на необитаемом острове, где полно еды, фруктов, а также симпатичных и добрых зверей. Еще там есть рация, по которой можно запросить то, чего в данный момент больше всего не хватает: одного из родителей, сверстника, игрушку, телевизор, компьютер, видеомагнитофон. Рация включается в строго определенное время — через час после появления на острове, потом на следующий день, через неделю, месяц и, наконец, через год. Причем заказать в каждый сеанс связи ребенок может что-то одно.
Результаты опроса впечатляют. Для юных робинзонов предметом первой необходимости оказался компьютер: его захотели иметь 37% мальчиков и 50% девочек семи лет. А вот семилетним девочкам мама нужна больше (33% запросов через день после начала островной жизни), о папе то же число девочек вспомнит только через год.
|
|
Вывод психолога — интересы и ценностные установки наших детей на глазах меняются, это подтверждает сопоставление ответов самых маленьких
3 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43
Societies. Princeton, 1997. P. 369-385.
4 Абраменкова В.В- Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. М., 1999.
участников опроса и респондентов постарше. Автор подчеркивает игровой стиль современной цивилизации — биржевые игры как регулятор макроэкономики, миллионы людей, занятых в индустрии развлечений.
Вчерашние детские развлечения отступают на второй план, место игрушек и традиционных игр занимает экран — продукт технократической цивилизации, вместилище и конструктор новой виртуальной реальности, опасной уже тем, что она способна полностью отвлечь часть детей от реальности настоящей. А кем и чем заполнена та виртуальная реальность, которую открывает ребенку вездесущий экран? Массовые зарубежные фильмы, клипы и видеоигры внедряют в его сознание образы вампира и супермена, несокрушимого робота или иррационально злобного маньяка. Так создается новый экранный мир, для которого все более характерен страшный носитель абсолютного зла — от него не спастись ни крестным знамением, ни приемами восточных единоборств.
Психологический эксперимент: чего больше всего не хватает юному «робинзону»?
В философском словаре дано следующее определение: «Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества»5.
В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. (А.И. Донцов, Д.А. Леонтьев, А. Фишбейн, М. Рокич).
Так, согласно М. Рокичу, ценность — устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный выбор по сравнению с каким-либо иным спо-
5 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 534.
|
|
ЗБ2
собом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей — это устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений (экзистенциальные, оценочные и прогностические), Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности—нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).
С. Л. Рубинштейн6 говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Основная масса психологов сходится в том, что ценности — это базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты, определяющие поведение людей.
В подростковом возрасте человек уже задумывается о смысле жизни. Отечественные психологи (Г.А. Вайзер) опросили семиклассников и получили интересные результаты. Оказалось, что осознание смысла жизни у семиклассников происходит неравномерно. Меньше затруднений у них вызывают вопросы о смысле жизни, больше — о смысле собственной жизни. Говоря о смысле жизни, учащиеся продвигаются от «школьного» смысла жизни (хорошо учиться, поступить в институт) до «взрослого» (оставить след на Земле, творить историю для человечества, сделать открытие, узнать все о Бермудском треугольнике, сохранить мир на Земле, совершить подвиг)7.
В октябре 2001 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (рук. проф. В.Е. Семенов) провели исследование общественного мнения петербуржцев (телефонный опрос, 842 человека)8. Социологи выясняли широкий круг вопросов — от политических пристрастий до удовлетворенности жизнью, браком и работой. На основе сопоставления новых данных с прежними, полученными 15 лет назад, удалось проследить поколенческую динамику ценностных ориентации. Вопрос о жизненных ценностях у разных поколений выявил неожиданную и одновременно ожидаемую тенденцию — семья (72,6%) шла впереди всех, за ней, почти догоняя, двигались здоровье
6 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
7 Вайзер Г.А. Представления школьников о смысле жизни и акме человека // Мир психологии. № 2
(26). 2001. С. 93-98.
8 Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ. 2001. 14 дек. № 31 (3585).
(70,9%), от которых сильно отставали деньги (33,7%), друзья (32,4%)9, интересная работа (27,8%) и справедливость (21,3%). В молодежной выборке друзья (53%) даже «обгоняют» здоровье (49%), но семья — все-таки важнее всего (60%). Только у пожилых на первом месте здоровье (85,5%), которое опережает даже семью (67%). Интересная работа у молодежи и пенсионеров оказались на шестом месте. Социологи заметили: между деньгами и работой нет корреляции. Возможно, предположили питерские ученые, происходит расщепление сознания: деньги можно добыть, получить и не работая. Абстрактные (так они воспринимаются) ценности — справедливость и вера — на последних местах. Хотя у молодежи справедливость на пятом месте, а у пожилых — на третьем (и те, и другие чувствуют себя в чем-то ущемленными).
Аналогичный опрос ученые НИИКСИ проводили в 1984 г. (очный опрос 2,5 тыс. ленинградцев). И за 15 лет наши жизненные ценности не очень изменились. Тогда на первом месте была семья, на втором — хорошее жилье, на третьем — друзья, далее — хорошая оплата труда и дети (все они набрали тогда порядка 80% голосов). Ценности частной жизни — семья и друзья — для нас по-прежнему остаются самыми важными. Важнее даже, чем справедливость.
Раньше, лет 20—30 назад, существовала такая тенденция: чем человек старше, тем он был больше удовлетворен жизнью. И это понятно: с возрастом нарастало количество получаемых благ. Теперь же тенденция прямо противоположная: если в общей выборке удовлетворенных жизнью 59,1%, а неудовлетворенных 35,5%, то среди пожилых — 43 и 53%, а среди молодежи — 80 и 18% соответственно. Это, видимо, объясняется тем, что сегодня молодые и энергичные могут заработать и получить больше благ, чем люди в возрасте, несмотря на свой опыт.
В 1984 г. было гораздо меньше и удовлетворенных жизнью (46%), и неудовлетворенных (26,5%) — из-за того, что затруднившихся ответить на этот вопрос тогда было куда больше (27,6%). Во время перестройки первая цифра резко снизилась, а вторая выросла (31 и 67% в опросе 1993 г.), а потом начался медленный рост удовлетворенных жизнью (31,7 и 64,4% — в 1995 г., 36,7 и 60,7% — в 1999 г.)10. Парадоксально, но многие петербуржцы удовлетворены жизнью, хотя считают свои доходы низкими.
С этими данными во многом согласуются результаты других эмпирических исследований. Поколение-2000 в первую очередь доверяет своим родственникам (35%), потом — друзьям (18%). Как ни странно, на третьем месте стоят политики (12%), дальше — журналисты, астрологи, социологи, гадалки, ясновидящие и даже алхимики (их указали 5%). На что же надеются молодые? 74% — на собственные силы, 13% — на подъем экономики, 2% — на помощь Запада. Каждый десятый не удовлетворен жизнью и считает, что будет еще хуже. Правда, почти столько же утверждают, что жизнью вполне довольны. Почти половина опрошенных заявили, что не хотели бы уехать из России. Подумывают об эмиграции 34%".
9 Значимость друзей — это характерная российская черта, в западных странах эта ценность гораздо
ниже.
10 Голубев Е. Указ. соч..
11 ПисаренкоД., Разин П. Поколение-2000 // Аргументы и факты. 1999. № 17. С. 16.
364 '
Давно известно: молодость всегда связана с удовольствиями. Какие удовольствия выбирает поколение-2000? Каждый третий любит слушать музыку, каждый пятый — тратить деньги. Дальше идет общение с противоположным полом (17%), просмотр видео и вкусная еда (по 16%). Только один из ста признался, что ему нравится употреблять наркотики12.
Сексуальная свобода — еще один симптом нашего времени. Принято считать, что современные тинейджеры начинают половую жизнь лет с 13, а то и раньше. Между тем данные опроса свидетельствуют: ив 13, и в 15 лет подавляющее большинство парней и девчонок еще сохраняют свою девственность. Как ни странно, у юношей пик первых сексуальных контактов приходится на 20-летний возраст (19% опрошенных), в то время как у девушек — на 18-летний (23%)13.
В социологическом исследовании молодежи Оренбуржья, проведенном в сентябре—октябре 1997 г. (опрошено 1110 человек в возрасте от 14 до 30 лет, выборка — квотная), выяснялась самоидентификация молодого поколения. На вопрос «Хотели бы Вы родиться и жить не в России, а в другой стране?» 30% опрошенных ответили утвердительно и 18% затруднились ответить. Таким образом, каждый третий молодой оренбуржец хотел бы иметь иную родину14. При этом почти половина опрошенных (49%) гордятся победой в Великой Отечественной войне, 39,44% — природными богатствами России, 35,76% — историей страны. Любопытно, что личность В.И. Ленина и его
Врезка