Изучение ценностей

Еще до Октябрьской революции 1917 г. русскими и зарубежными фило­софами (Н.О. Лосский, М. Шелер, Ф. Ницше, В.П. Тугаринов, О.В. Дроб-ницкий, С.Ф. Анисимов и др.) разработаны основы теории ценностей, рас­крыта сущность понятия, выделены и описаны основные группы ценностей. В работах известных психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выгот­ский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, В.И. Селиванов и др.) показана связь между системой ценностей человека, его эмоциональ­ным и волевым развитием.

Классики зарубежной психологии и философии, в том числе Г. Мюнстер-берг, В. Штерн, Н. Гартман и М. Шелер, пытались построить иерархию цен­ностей. К примеру, в четырехуровневой иерархии М. Шелера на нижнем этаже расположены гедонистические (приятное—наприятное), на втором — этикетные (хорошее и дурное, благородное и низкое), на третьем — эстети­ческие (прекрасное—безобразное), на четвертом — нравственные (противо­положность добра и зла), а на пятом, высшем уровне размещаются ценнос­ти абсолютного блага, превышающие любые другие ценности — они вечны, неделимы, независимы от других1. Американский социолог Р. Инглхарт выделяет две системы ценностей — «материалистическую» (материальное благосостояние экономический рост, безопасность, благосостояние и т.д.)

1 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

и «постматериалистическую», где доминируют гармоничные отношения между людьми, духовное развитие и самореализация личности2.

Материальные ценности выступают на передний план в экстремальных условиях, когда на весы положена ваша жизнь, прежде всего голод или тя­желая болезнь. Нематериальные ценности оттесняют своих конкурентов в нормальной ситуации, при высоком уровне жизни западноевропейцы мо­гут поразмышлять о Бетховене или освоении Марса, благотворительности или экзотическом туре. Но часто бывает, что и при низком достатке люди руководствуются ими, например, в годы индустриализации советские люди совершали героические подвиги вовсе не за деньги, а ради высших духов­ных ценностей. Патриарх Тихон в 1920-е гг., отказавшись сотрудничать с советской властью, отдал самое доро­гое — свою жизнь — ради высших ду­ховных ценностей. Достижение второй системы ценностей возможно только после удовлетворения материальных потребностей. Инглхарт подчеркивает, что лишь после того, как подавляющая часть общества чувствует свою «эконо­мическую безопасность» (у них есть ра­бота, дом, машина и многое другое) воз­никают предпосылки для постматери­альной «культурной революции», когда люди начинают бороться за «мир во всем мире», против глобальной бедно­сти и неравенства, терроризма и охра­нять окружающую среду.

Данные кросскультурных исследо­ваний, проведенных в 40 странах под руководством Р. Инглхарта, показали, что хотя постматериальные ценности больше всего распространены в бога­тых странах Запада (США, Швеции, Японии, Австралии и т.д.), где их раз­деляло в 1990 г. от 20 до 33% населения, они начинают проникать и в менее раз­витие страны, скажем Турцию и Мек­сику (чуть менее 20%). Хуже всего по­стматериализм представлен в Южной Азии, экваториальной Африке и пост­социалистических странах, в том числе России (11%). Тем не менее в пери­од 1981-1990 гг. в совершенно различных по экономике, социальному ук­ладу и культуре обществах происходили одинаковые сдвиги в отношении к

2 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, 1997. P. 87; Инглхарт P. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обще­стве. М., 1990; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// По­лис. 1997. № 4.

институтам и нормам, регулирующим нашу жизнь. Так, в США, Канаде, странах Западной Европы, а также в Мексике и Японии уменьшилась доля людей, считающих невозможным вступать в стычки с полицией. В североа­мериканских и западноевропейских странах, в Южной Африке возросло количество граждан, готовых участвовать в запрещенных забастовках (в Мексике оно повысилось за 10 лет в четыре раза). В подавляющем большин­стве стран, исповедующих самые разные религии, в том числе ислам, като­лицизм, буддизм и синтоизм, упал престиж церкви как высшего морально­го авторитета. В сфере семейных и сексуальных отношений наблюдается тенденция к ослаблению традиционных норм. Так, в США, Венгрии, Япо­нии, а особенно сильно — в Аргентине (в два раза) возросла доля опрошен­ных, одобряющих женщин, воспиты­ вающих детей без мужа3.

Проблема ценностных ориентации рассмотрена в работах А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Ар-тюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, А.С. Шарова и др. В иссле­дованиях ученых доказана необходимость и теоретически обоснован эмо­ционально-ценностный компонент содержания образования (И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина), рассмотрены проблемы эмоционально-цен­ностного образования младших школьников (В.В. Абраменкова, СИ. Мас-лов), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для те­ории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И. Рав-кин, М.В. Богуславский), показаны пути формирования ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л.В. Куликова, Г.П. Савкина, А.Д. Солдатенков и др.), обнаружено влияние усвоенных ценностей на лич­ностные качества ребенка и его поведение (И.Я. Скворцова, О.Н. Прокопец). Сотрудник Российской академии образования В.В. Абраменкова4 провела психологический эксперимент, в котором участвовали более ста московских детей разного возраста. Ребятам предложили игровую ситуацию: каждый из них в одиночку оказывается вдруг на необитаемом острове, где полно еды, фруктов, а также симпатичных и добрых зверей. Еще там есть рация, по которой можно запросить то, чего в данный момент больше всего не хвата­ет: одного из родителей, сверстника, игрушку, телевизор, компьютер, видео­магнитофон. Рация включается в строго определенное время — через час после появления на острове, потом на следующий день, через неделю, ме­сяц и, наконец, через год. Причем заказать в каждый сеанс связи ребенок может что-то одно.

Результаты опроса впечатляют. Для юных робинзонов предметом первой необходимости оказался компьютер: его захотели иметь 37% мальчиков и 50% девочек семи лет. А вот семилетним девочкам мама нужна больше (33% запросов через день после начала островной жизни), о папе то же число де­вочек вспомнит только через год.

Вывод психолога — интересы и ценностные установки наших детей на глазах меняются, это подтверждает сопоставление ответов самых маленьких

3 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43
Societies. Princeton, 1997. P. 369-385.

4 Абраменкова В.В- Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. М., 1999.

участников опроса и респондентов постарше. Автор подчеркивает игровой стиль современной цивилизации — биржевые игры как регулятор макроэко­номики, миллионы людей, занятых в индустрии развлечений.

Вчерашние детские развлечения отступают на второй план, место игру­шек и традиционных игр занимает экран — продукт технократической ци­вилизации, вместилище и конструктор новой виртуальной реальности, опас­ной уже тем, что она способна полностью отвлечь часть детей от реальнос­ти настоящей. А кем и чем заполнена та виртуальная реальность, которую открывает ребенку вездесущий экран? Массовые зарубежные фильмы, кли­пы и видеоигры внедряют в его сознание образы вампира и супермена, не­сокрушимого робота или иррационально злобного маньяка. Так создается новый экранный мир, для которого все более характерен страшный носи­тель абсолютного зла — от него не спастись ни крестным знамением, ни при­емами восточных единоборств.

Психологический эксперимент: чего больше всего не хватает юному «робинзону»?

В философском словаре дано следующее определение: «Ценности — специ­фически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества»5.

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явле­ние, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. (А.И. Дон­цов, Д.А. Леонтьев, А. Фишбейн, М. Рокич).

Так, согласно М. Рокичу, ценность — устойчивое убеждение, что опреде­ленный способ поведения или существования есть индивидуально или со­циально предпочтительный выбор по сравнению с каким-либо иным спо-

5 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 534.

ЗБ2

собом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система цен­ностей — это устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеж­дений (экзистенциальные, оценочные и прогностические), Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности—нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).

С. Л. Рубинштейн6 говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важ­нейшую ценностную функцию — ориентира поведения. Ценностная ориен­тация обнаруживает себя в определен­ной направленности сознания и пове­дения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Основная масса психологов сходит­ся в том, что ценности — это базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и труд­ноизменяемые компоненты, опреде­ляющие поведение людей.

В подростковом возрасте человек уже задумывается о смысле жизни. Оте­чественные психологи (Г.А. Вайзер) оп­росили семиклассников и получили интересные результаты. Оказалось, что осознание смысла жизни у семиклас­сников происходит неравномерно. Меньше затруднений у них вызывают вопросы о смысле жизни, больше — о смысле собственной жизни. Говоря о смысле жизни, учащиеся продвигаются от «школьного» смысла жизни (хорошо учиться, поступить в институт) до «взрослого» (оставить след на Земле, тво­рить историю для человечества, сделать открытие, узнать все о Бермудском треугольнике, сохранить мир на Земле, совершить подвиг)7.

В октябре 2001 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (рук. проф. В.Е. Семенов) провели исследование общественного мне­ния петербуржцев (телефонный опрос, 842 человека)8. Социологи выясняли широкий круг вопросов — от политических пристрастий до удовлетворенно­сти жизнью, браком и работой. На основе сопоставления новых данных с прежними, полученными 15 лет назад, удалось проследить поколенческую динамику ценностных ориентации. Вопрос о жизненных ценностях у разных поколений выявил неожиданную и одновременно ожидаемую тенденцию — семья (72,6%) шла впереди всех, за ней, почти догоняя, двигались здоровье

6 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

7 Вайзер Г.А. Представления школьников о смысле жизни и акме человека // Мир психологии. № 2
(26). 2001. С. 93-98.

8 Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ. 2001. 14 дек. № 31 (3585).

(70,9%), от которых сильно отставали деньги (33,7%), друзья (32,4%)9, инте­ресная работа (27,8%) и справедливость (21,3%). В молодежной выборке дру­зья (53%) даже «обгоняют» здоровье (49%), но семья — все-таки важнее всего (60%). Только у пожилых на первом месте здоровье (85,5%), которое опе­режает даже семью (67%). Интересная работа у молодежи и пенсионеров оказались на шестом месте. Социологи заметили: между деньгами и рабо­той нет корреляции. Возможно, предположили питерские ученые, проис­ходит расщепление сознания: деньги можно добыть, получить и не работая. Абстрактные (так они воспринимаются) ценности — справедливость и вера — на последних местах. Хотя у молодежи справедливость на пятом месте, а у пожилых — на третьем (и те, и другие чувствуют себя в чем-то ущемленными).

Аналогичный опрос ученые НИИКСИ проводили в 1984 г. (очный опрос 2,5 тыс. ленинградцев). И за 15 лет наши жизненные ценности не очень из­менились. Тогда на первом месте была семья, на втором — хорошее жилье, на третьем — друзья, далее — хорошая оплата труда и дети (все они набрали тогда порядка 80% голосов). Ценности частной жизни — семья и друзья — для нас по-прежнему остаются самыми важными. Важнее даже, чем спра­ведливость.

Раньше, лет 20—30 назад, существовала такая тенденция: чем человек старше, тем он был больше удовлетворен жизнью. И это понятно: с возрас­том нарастало количество получаемых благ. Теперь же тенденция прямо противоположная: если в общей выборке удовлетворенных жизнью 59,1%, а неудовлетворенных 35,5%, то среди пожилых — 43 и 53%, а среди молоде­жи — 80 и 18% соответственно. Это, видимо, объясняется тем, что сегодня молодые и энергичные могут заработать и получить больше благ, чем люди в возрасте, несмотря на свой опыт.

В 1984 г. было гораздо меньше и удовлетворенных жизнью (46%), и не­удовлетворенных (26,5%) — из-за того, что затруднившихся ответить на этот вопрос тогда было куда больше (27,6%). Во время перестройки первая циф­ра резко снизилась, а вторая выросла (31 и 67% в опросе 1993 г.), а потом начался медленный рост удовлетворенных жизнью (31,7 и 64,4% — в 1995 г., 36,7 и 60,7% — в 1999 г.)10. Парадоксально, но многие петербуржцы удовлет­ворены жизнью, хотя считают свои доходы низкими.

С этими данными во многом согласуются результаты других эмпиричес­ких исследований. Поколение-2000 в первую очередь доверяет своим род­ственникам (35%), потом — друзьям (18%). Как ни странно, на третьем ме­сте стоят политики (12%), дальше — журналисты, астрологи, социологи, гадалки, ясновидящие и даже алхимики (их указали 5%). На что же надеют­ся молодые? 74% — на собственные силы, 13% — на подъем экономики, 2% — на помощь Запада. Каждый десятый не удовлетворен жизнью и счи­тает, что будет еще хуже. Правда, почти столько же утверждают, что жизнью вполне довольны. Почти половина опрошенных заявили, что не хотели бы уехать из России. Подумывают об эмиграции 34%".

9 Значимость друзей — это характерная российская черта, в западных странах эта ценность гораздо
ниже.

10 Голубев Е. Указ. соч..

11 ПисаренкоД., Разин П. Поколение-2000 // Аргументы и факты. 1999. № 17. С. 16.

364 '

Давно известно: молодость всегда связана с удовольствиями. Какие удо­вольствия выбирает поколение-2000? Каждый третий любит слушать музы­ку, каждый пятый — тратить деньги. Дальше идет общение с противополож­ным полом (17%), просмотр видео и вкусная еда (по 16%). Только один из ста признался, что ему нравится употреблять наркотики12.

Сексуальная свобода — еще один симптом нашего времени. Принято считать, что современные тинейджеры начинают половую жизнь лет с 13, а то и раньше. Между тем данные опроса свидетельствуют: ив 13, и в 15 лет подавляющее большинство парней и девчонок еще сохраняют свою дев­ственность. Как ни странно, у юношей пик первых сексуальных контактов приходится на 20-летний возраст (19% опрошенных), в то время как у деву­шек — на 18-летний (23%)13.

В социологическом исследовании молодежи Оренбуржья, проведенном в сентябре—октябре 1997 г. (опрошено 1110 человек в возрасте от 14 до 30 лет, выборка — квотная), выяснялась самоидентификация молодого поколения. На вопрос «Хотели бы Вы родиться и жить не в России, а в другой стране?» 30% опрошенных ответили утвердительно и 18% затруднились ответить. Таким образом, каждый третий молодой оренбуржец хотел бы иметь иную родину14. При этом почти половина опрошенных (49%) гордятся победой в Великой Отечественной войне, 39,44% — природными богатствами России, 35,76% — историей страны. Любопытно, что личность В.И. Ленина и его

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: