На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. В частности, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки все меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодежи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они думают, если такое позволено другим и ведет к успеху, то почему оно не может быть позволено мне. Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению.
Может быть, современная молодежь становится в большей степени материалистами и реалистами, чем в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?
|
|
ИДЕАЛИСТ — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов (добра, справедливости, честности) в нашей жизни и в развитии общества.
МАТЕРИАЛИСТ — человек, преувеличивающий влияние вещественных или материальных факторов (экономических условий, социальной обстановки, финансового благополучия) на поведение людей и жизнь общества.
Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Так, проведенное в школах Австрии, Франции, Швейцарии и Западной Германии исследование показало:
1) молодежь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев кинофильмов или великих людей;
2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным.
Вместе с тем значительная часть опрошенных (около 40%) хотели бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого ученые пришли к выводу: во всем мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами20.
Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста.
Когда американские ученые выяснили, какие книжки читают подростки 10—13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи этих произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не ковбои, как у подростков в 14—16 лет, а реальные бизнесмены, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям21.
|
|
Юношеский идеализм на самом деле долго не выветривается. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платоническую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество перекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного общества, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.
Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо все и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Кто был революционерами, великими путешественниками, первооткрывателями, возмутителями общественного спокойствия? Только молодые люди. А кто поднимал полки в Гражданскую войну, шел в тыл к фашистам, бесстрашно подрывал вражеские поезда?
Но и в мирные 1960—90-е молодежь не могла утихомириться. Знаменитые студенческие демонстрации, прокатившиеся в 1968 г. по Франции, вызвавшие шок в общественном мнении, заставившие пересмотреть многие фундаментальные ценности, организовала молодежь. Ее идеализм, оказывается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласии с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм?
Когда в США стали преследовать чернокожих, а затем разыгралась война во Вьетнаме, студенты всей страны маршировали в первых рядах борцов за гражданские права. Массовыми демонстрациями и выездами на мотоциклах юноши и девушки выражали свой протест, устраивали забастовки на улицах городов и в студенческих городках. Когда в 1970 г. Соединенные Штаты напали на Камбоджу, волна антивоенных выступлений прокатилась
20 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 23.
21 Там же. С. 23-24.
Год
«Группа молодых людей, в основном избегающих как работы, так и учебы, живущих на родительские деньги, пьющих, не имевших в жизни даже самых мелких целей, организовала притон на 11-м этаже, в центре города, в четырехкомнатной квартире...»
«Живем настоящим днем, а что было и что будет, нас не волнует. У нас нет никаких увлечений, нам лишь бы провести весело вечер».
Год
«Если кто не имеет понятия, как это так «красиво» жить, мы вам растолкуем. Это когда у тебя каждый день в кармане 80 рублей, а то и больше, сигареты «Мальборо», «Кент», когда ты пьешь коньяк «Камю», когда с тобой интересная девчонка или парень, когда у тебя дома солидные и все понимающие родители...»
«Мне 21 год. Я окончил всего 8 классов, потом сменил несколько профессий, но ни одна меня не заинтересовала! Я ничем не увлекаюсь, книг не читаю. Просыпаюсь, чтобы поесть или когда надоест спать...»
«Надоело жить так, как живут мои сверстники. Выйдешь во двор, и опять те же лица, умирающие со скуки... Казалось бы, все есть — шмотки и прочие атрибуты «веселой» жизни. Но как хотелось бы сменить эту «веселую» жизнь на интересную, увлекательную...»
«Я учусь в училище. Староста. Много общественных поручений. Для меня такая жизнь интересна. А вот с группой отношения портятся. Группа трудная. Запросто могут сорвать урок, нагрубить учителю. Я как староста хочу все это изменить, повлиять на разболтанных, а в ответ слышу: «Тебе что. больше всех надо?» В группе меня уже не могут терпеть...»