В традиционном обществе наречение имени играло большую роль. Имя включало ребенка в родовую организацию и могло определять его положение в ней. Нередко и в эпоху родовой общины, и в эпоху ее разложения ребенок, подросток получал по различным поводам несколько имен. «Многочисленные имена одного человека были своего рода координатами, позволяющими точно определить его место в семье, его положение в роде, в частности его связи с предками»63.
Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII в. родители держали в секрете имя,
данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов. В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени — одно из них было ложным, второе настоящим, — все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена — Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т.п. — отталкивая этим злыхдухов. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.
|
|
С этим представлением связан и се годняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняя имя, принимая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество.
Дикари считали, что имя соотносится с человеком, как тело с тенью, где тень — человек. То есть имя определяет судьбу. Но и сегодня многие люди верят либо убеждаются на своем жизненном опыте, что неудачное имя (или фамилия) влияет на служебную карьеру, положение в обществе, круг знакомств и судьбу человека в целом. Возможно, поэтому во многих обществах сегодня распространена такая культурная практика, как изменение имени и фамилии. В большинстве цивилизованных стран приняты законы, облегчающие и ускоряющие эту процедуру для рядовых граждан. В примитивных обществах никаких законов или постановлений не требовалось — человеку на протяжении его жизненного цикла давалось несколько имен.
В народности тетумов на острове Тимор64 считается, что некоторые свойства человека переходят на имя, что имя обязывает своего носителя к опре-
63 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 242.
64 Тимор — один из крупных островов Восточной Индонезии, замыкающий цепочку Малого Зонд
ского архипелага. Здесь проживает около 40 народов. 20 мая 2002 г. официально провозглашена
независимость Восточного Тимора — территории, состоявшей под управлением ООН, до этого
около четверти века находившейся под индонезийской оккупацией, а еще ранее — три века быв
шей под колониальным управлением Португалии. Официальное название только что образовав
шегося государства в Юго-Восточной Азии — Демократическая Республика Тимор Лоросае. На
селение — 880 тыс. человек (преобладающий этнос — тетумы).
|
|
деленным видам деятельности. Например, хранить священное поле. Сын, которому после смерти отца надлежит это делать, должен сразу сменить имя на требуемое. У кемак новорожденному нарекают имя в первый же день: женщина из рода матери или отца ребенка кормит его грудью (родильница начнет его кормить со второго дня) и произносит ряд имен. Выбирают то из них, которое произносят, когда ребенок начинает сосать грудь. На Атауру имя дают на третий день после рождения и привязывают детям при этом белую нитку на правое запястье65.
По мнению северных якутов, новорожденному в первые дни его жизни угрожали многочисленные злые духи. Для отпугивания их под подушку ребенка клали нож в ножнах, подвешивали над люлькой блестящие предметы: серебряные пластины, ложки, серьги. Новорожденному вместо имени давали какую-нибудь кличку, которая должна была обмануть злого духа. Чаще всего с этой целью пользовались собачьими кличками. Ребенка называли по имени только в возрасте трех лет. Во многих семьях, чтобы обмануть злого духа, старшие сестры и братья называли младших сестер — братьями, а братьев — сестрами. Иногда родители прокалывали мальчикам уши и вставляли серьги, чтобы черт подумал, что это девочка и оставил ребенка в покое. В первые дни жизни ребенка не показывали посторонним, боясь людей с «дурным глазом»66.
У народности конго в Африке имя могло указывать, что человек прошел через обряды посвящения в тайное общество кимпари. У йоруба одно имя человека отражало обстоятельства его рождения (иге — «появившийся ногами вперед»), другое — принадлежность к семье вождя или племенной знати (имена со словами олу — «вождь» ойе — «титул»), третье указывало на родовую принадлежность ребенка и т.д.67 У квакиютль первое имя, которое давали ребенку в возрасте четырех дней, не указывало на общественное положение. В возрасте одного года, когда ребенок начинал ходить, ему давали еще одно имя из набора имен, принадлежавших патриархальной семье, к которой относились его родители68.
У других народностей Африки практиковалось два имени — публичное и личное. Одно известно всем, другое — только семье и родственникам. Произносить или «прикасаться» к публичному имени может каждый. Это не нанесет никакого вреда ребенку. Но личное имя держится в строжайшем секрете. Оно-то как раз и является истинным или основным именем. Второе имя, которое считается основным, получают на день наречения и его стараются скрыть от непосвященных. У бафутов в Камеруне личное имя хранится от посторонних в строгом секрете. В общении с иностранцами они предлагают называться себя французским или английским именами. Между тем у каждого из них существует и другое, употребляемое лишь в узком семейном кругу и ревностно уберегаемое от посторонних.
65 Соболева Е.С. Социализация детей на острове Тимор // Этнография детства. Традиционные мето
ды воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 140-141.
66 Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 116-117.
67 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 242-243.
68 Hodge W. The First Americans. N.Y., 1930. P. 417-418.
Известно, что такая практика была зарегистрирована еще в Древнем Египте. Там у каждого человека было два имени: истинное, или большое, которое держалось в глубоком секрете, а также малое, которое было известно всем. Особенно строго оберегалось имя Рен, толковавшееся как душа — сущность человека, и хотя всего душ было пять, прознать и про одну было достаточно, чтобы вызвать большие неприятности. Желавший причинить кому-то зло всеми правдами и неправдами выведывал его Рен, после чего выводил это имя на клочке папируса и, радостно потирая руки, сжигал древний писчий материал. Последствия оказывались ужасными69.
|
|
В частной жизни античные греки обходились одним именем. В официальных же документах их обозначали двумя или даже тремя именами. В списках граждан, в юридических и административных актах полагалось приводить также имя отца: Фемистокл, сын Неокла, Перикл, сын Ксантиппа, Аристид, сын Лисимаха, и т.п., а кроме того, если дело происходило в Афинах, указывать, к какой из городских фил принадлежит человек или, если он не был коренным жителем полиса, уроженцем какого города он является. В самых ранних литературных памятниках (особенно у Гомера) героев часто называли по именам их отцов или дедов, приводя помимо личного имени героя также его «отчество». Так, царей Агамемнона и Менелая Гомер называет Атридами, сыновьями Атрея, Ахилла — Пелидом, сыном Пелея. Дочерей царя Даная мы и сегодня знаем как Данаид. Прибавление к личному имени патронимикона, т.е. «отчества», было одним из отличительных признаков именно свободных граждан. Для обозначения рабов считалось достаточным одного имени, а еще чаще вместо имени употребляли этникон — прозвище, указывающее на происхождение раба: Сир — «сириец» — из Сирии, Лид — «лидиец» — из Лидии70.
Два имени по сию пору дают новорожденным представители народности таленсе, живущей на севере Ганы. Первое — общественное, оно же публичное — присваивается по случаю какого-то события в жизни родителей или для увековечивания эмоционального настроя, в котором они пребывали. Второе — тайное — устанавливает глубокую личную зависимость младенца от предка-хранителя, который впредь будет оберегать его жизнь и благополучие, разумеется при соблюдении режима строжайшей секретности.
У тлинкитов из Африки человек мог также иметь два имени: с материнской и отцовской стороны. Первое имя давалось сразу после рождения матерью или родственниками по материнской линии. Мальчика нарекали именем кого-либо из умерших родственников, отличавшегося храбростью. Второе имя давалось значительно позднее во время больших поминок по какому-либо родственнику со стороны отца, хотя бы он ничем не был знаменит. Дети бедных людей, у которых не было средств устроить такие поминки, не имели второго имени, напротив, богатый (вождь) мог дать вто-
|
|
69 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.
70 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
рое имя своему сыну сразу после рождения, но с обязательством устроить потом большие поминки71. Для богатых обряд наречения становится средством накопления имущества в интересах ребенка. У квакиютль, когда ребенку давалось первое имя, устраивали потлач. При этом ожидалось, что в течение года гости вернут ребенку удвоенную стоимость полученных ими подарков и это заложит основу его личного богатства72.
Для сохранения имени в секрете в традиционном обществе придумывали множество ухищрений. Так, у зулусов и коса, если мужа зовут у-Мпака (животное из семейства кошачьих), то жена должна называть этого зверя другим именем. Кроме того, ей запрещено даже в мыслях произносить имена
свекра и других родственников мужского пола по восходящей линии. Мужчины тоже не имеют права произносить всуе имена тещ, а они — их имена73.
Тайное имя у таленсе выделяло его носителя из толпы, определяло его как индивидуальность, отличную от других членов рода и племени. Оно обеспечивало не только покровительство предков, но и определенный социальный вес, положение в обществе. Под этим именем человека знала лишь Судьба, да еще крайне узкий круг абсолютно доверенных лиц, обычно ближайших родственников. И оно оказывало существенное влияние на всю жизнь человека. Публичное имя для таленсе было маскирующим и могло время от времени меняться или дополняться. Личное же давалось одно на всю жизнь, но до определенного возраста не упоминалось. Детей из хитрости называли уклончиво: сын или дочь «такого- то». По истинному имени ребенка начинали называть лишь после того, как он мог сам принести воду для матери, т.е. становился человеком ответственным, способным постоять за себя и близких74.
Двойной стандарт в имянаречении существовал и в России. Согласно древнерусскому традиционному способу именования, почти у каждого человека могло быть два имени: первое — крестильное, его давал священник в церкви; вторым именем могло стать прозвище, данное не только родителями, но и соседями или даже индивидом самому себе. По форме оно могло быть существительным или прилагательным. После XVII в. прозвища в России уже не сохранились. Появилась новая система именования. Она получалась путем добавления имени отца к крестильному имени75.
71 Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. III. С. 91.
72 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 274.
73 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.
74 Там же.
75 Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989.
В 1539 г. королевский ордонанс закрепил за каждым французом его семейное имя, кличку, прозвище, и под этим именем (и ни под каким другим) он и его потомки отныне и навеки должны были записываться в церковноприходских книгах. Менять его по своей прихоти запрещалось. Некоторые фамилии отражали деревенские сплетни или оценки характера и морального облика («ведьма», «стерва»). Встречаются «Колбаса с кровью», «Коровий навоз», «Недоделанный», «Мул», «Поросенок». Запрет на смену фамилии продержался 300 лет. Только при Наполеоне 1 апреля 1803 г. дозволили менять фамилии, и то в исключительных случаях. Настоящая свобода в перемене имен наступила только в XX в.
Традиционно в англоговорящих странах ребенок при рождении получает два имени: личное имя {personal name, first name) и среднее имя {middle пате). Наиболее важным было именно первое, личное имя, официально закрепленное за ним при рождении.
В начале XX в. анализом имен в русской транскрипции занимался ПА Флоренский, пришедший к выводу, что существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни. Имя — тончайшая плоть, посредством которой объявляет ся духовная сущность.
Влияние удачного имени чрезвычайно велико и может определить как дальнейшую судьбу, так и место в социальном окружении. Человека с неблагозвучной фамилией вряд ли поставят в начальники, не сделают директором, а уж тем более президентом страны, ибо человек с высоким статусом представляет уже не только себя, но и других. И эти другие знают как относится к человеку с неприличной фамилией. Но и обладателю редкой фамилии тоже может не повести. К примеру, в далеком Сургуте есть человек по имени Индира Ганди. При регистрации ребенка русская мама заявила: для меня Индира Ганди — идеал политического лидера и пример для подражания. Ее не смущали предупреждения о том, что девочку будут дразнить детишки, что у нее может не сложиться судьба. Прошло много лет, и вот недавно в загс обратилась девушка Индира Ганди с просьбой поменять ей... фамилию: она решила взять девичью фамилию матери. Действительно, трудно себе представить директора школы или заведующую поликлиникой с подобной фамилией.
Недавно в сургутский загс обратился 19-летний узбек Турдыбай. Может быть, в Узбекистане его имя воспринимается вполне нормально и соответствует традициям этой страны, но здесь оно осложняет ему общение со сверстниками. И он выбрал себе другое, легко произносимое. Другой юноша начитался книг по астрологии и выяснил, что по звездному коду имя Владимир ему не благоприятствует. Звезды будто бы будут благоволить ему только при условии, если он станет зваться Савелием. Он пришел в загс и потребовал изменить документы. Часто приходят романтические девушки с обычными, хотя и очень благозвучными именами — Ольга, Екатерина, Надежда и берут себе
имена, соответствующие, как они сами объясняют, их неземной, неповторимой натуре — Изольда, Виолетта, Диана.
Категорически нельзя девочкам давать мужские имена — у них складывается мужской характер. Многочисленные наблюдения показывают, что у женщин с мужскими именами (Александра, Антонина, Серафима, Валерия, Виктория, Феодора, Евгения, Клавдия, Яна, Валентина, Олеся) формируется мужской характер. Они настойчивы, упрямы и властны76. Не зря на Руси женщинам, уходившим в монастырь, давались, как правило, мужские имена.
Изменение имени имеет социальные и юридические основания. В некоторых странах человеку предоставлена возможность официально поменять имя
по своему выбору. Так, женщины, вступая в брак, могут либо принять фамилию мужа, либо сохранить свою девичью фамилию. В британской системе дворянских титулов человек, удостоенный титула, вправе выбрать имя по своему усмотрению. Аналогом имени являются прозвище, которое обычно присваивается в детстко-подростковой или криминальной среде, и литературный или актерский псевдоним, который выбирают в рекламных целях. В последние два-три столетия широко распространилась практика принятия сценических псевдонимов, когда Норма Джин Бейкер становится Мерилин Монро, а Джерри Дорси — Энгельбертом Хампердинком.