М.Ю. Бакулин О кукле Барби

Девочки всегда играли в кукол. Помните своих пучеглазых красавиц с румяными щечками, с не­послушными ногами, торчащими из игрушечной коляски, вы помните их, нынешние мамы и бабуш­ки? Их можно было пеленать, ласкать, наказы­вать, давать смешные имена, кормить манной ка­шей с ложечки, ставить уколы и делать причес­ки. Они делили с нами и стол и постель. Теперь все не так. Девочкам на дни рождения дарят длин­ноногих красавиц Барби. Их дарят и в Китае и в Африке, в Полинезии и в Сибири. Одинаковые красавицы, к которым прилагаются наряды, дома с фонтанами, куча женихов-красавцев, пляжные тапочки, очки для загара и т.п. Раньше девочки играли с куклой «в ребенка». Кук­ла воспроизводила пропорции детского тела, она была близка и понятна малышке. Эта кукла учи­ла девочку самому главному — быть матерью,


учила любить, воспитывать, заботиться о ком-то. Детсадовские «дочки-матери» разыгрывали буду­щее и вполне возможное семейное, материнское счастье. Кукла-младенец учила свою маленькую хозяйку пеленать, кормить, воспитывать. К ней можно было относиться строго — на ней, на кук­ле, отрабатывались запреты родителей, которым ребенок приучался подчиняться, научая слушать­ся сначала свою пластмассовую или целлулоид­ную «Машу»: «Я слушаюсь, так надо, и ты слушай­ся». Ребенок ставил себя на место взрослого, учил­ся ответственности. А потом, ведь нужно было одевать «голышку», шить украшения, праздничные платья, вязать чепчики и носочки. На кукле девоч­ка приобретала очень важные навыки. И посмотрите на куклу Барби. Это вполне развив­шаяся деваха, с гипертрофированными волоса­ми, ногами и половыми признаками. Самое важ­ное для родителей здесь — понять, что Барби нельзя нянчить, ее можно только украшать. При­чем украшать только совершенно определенным

51 Соловьева Е. Мне нравится в нее играть... (www.i-deti.ru).

неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предме­том интерьера. Куклы встречают нас в театре, магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX в. появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская кукла. Зарож­дение нового жанра было вызвано желанием художников уйти от обезличен­ной фабричной игрушки и создать нечто неповторимое, такое, каким явля­ется каждый ребенок. Некоторые специалисты считают, что она впервые возникла в творчестве Аннетт Химштедт. А другие полагают, что авторская кукла существовала всегда, в творчестве каждой девочки, своими руками создающей неповторимую игрушку. Ныне этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Такие куклы неповторимы, это шедевры в един­ственном экземпляре, так называемые one-of-a-kind^1. Даже копии, выпол­ненные самим автором, отличаются одна от другой. Их создают мастера высочайшего класса, количество которых не превышает двух сотен. Имен­но они составляют различные художественные сообщества, например NIADA — Национальный институт американских художников-куклоделов, который насчитывает сегодня 55 членов, а процедура приема длится не ме­нее года. Ежегодные конференции NIADA собирают до 3 тыс. человек.

Кукольные мастера делятся на несколько типов. Одни принадлежат к элите, создают уникальные шедевры в единственном экземпляре, возглав­ляют международные ассоциации, составляют мировую элиту. Другие ни­куда не выходят и больше работают, публикуют свои работы в каталогах и делают кукол не в единственном числе, а ограниченными тиражами (limited edition). Максимум — 50 экз. Чаще — от 10 до 20. Тираж куклы, определен­ный автором, заявляется в ежегодном каталоге, а после тиражирования фор-

образом, так как она выражает уже какой-то штамп красоты — пышные волосы, стройные ноги, развитая грудь. Эти акценты стоят вопросом

перед детскими глазами. И если ребенок не чув­ствует себя похожим на Барби — то это трагедия для ребенка. И если ребенок чувствует себя по­хожей на Барби — это трагедия для родителей. Барби — она явно не ребенок. Она требует жертв. Эта кукла ставит девочку-хозяйку не в


роль матери только что родившегося младенца, а в роль матери взрослой дочери, которая тре­бует модных нарядов и понимания своего ново­го «модного» поведения. Девочка все время хо­чет поменяться с Барби местами — и капризно требует этого от родителей. Наряжая Барби, она почти формирует свое жизненное кредо — быть строптивой куклой в чьих-то руках, от ко­торых требуется внимание, забота и ответ­ственность. Барби приучает свою маленькую хозяйку снимать ответственность с себя. Поло­вая перезрелость куклы Барби рождает безот­ветственность и взрослые амбиции у ребенка, начинающего выказывать свою половую при­надлежность гораздо раньше, чем того требует природа. Здесь лучшую роль среди дополнений к Барби — шкафчиков, ванночек, стульчиков, платьиц и зеркал — играет ее Жених, безымян­ный красавец-приложение. Сокращено по источнику: Какие бывают куклы и как в них играть (http://www.nanya.ru).

52 Цены на one-of-a-kind «гуляют» в пределах от 1 до 55 тыс. долл.

ма, в которой отливались куклы, в присутствии свидетелей торжественно разбивается. Это означает, что таких кукол никогда не будет больше 20 или 30, но выполняться они будут по мере поступления заказов, так что в дей­ствительности их может оказаться всего 5 или 6. Около 90% коллекционе­ров собирают именно limited edition, оценив по достоинству художественные качества и относительную доступность цен, которые в этом случае варьиру­ются от 1,5 тыс. до 20 тыс. долларов. Кроме того, коллекционные куклы производятся серийно крупными фирмами-производителями, которые по­купают дизайны у талантливых авторов и тиражируют их из фарфора, ви­нила и биггидура. Большие тиражи — от 500 до 5 тыс. экз., скромные цены, начинающиеся со 100 и в редчайших случаях доходящие до 2—2,5 тыс. долл. Ими меняются, их фотографии публикуют в каталогах и журналах. У каж­дой коллекционной куклы на затылке или на спине обязательно есть марки­ровка, где указано имя мастера или название фирмы, лимитация (общий тираж) и порядковый номер экземпляра.

К числу выдающихся кукольных дел мастерам (куклоделам) сегодня от­носятся Хильдегард Гюнцель, Мерилин Стивере, Бриджитт Деваль, Рената Хорнунг, Анни Митрани, Роберт Тоннер, Филипп Хет, Татьяна Баева, Кри­сти Кумминс, Пауль Крис, Петер Коэ, Лиза Лихтенфельс, Уте Козе Лепп, Карен Шмидт, Анна Гилленберг, Аннетт Химштедт, Вера Шольц, Юта Кис-линг, Эштон Дрейк, Люси Дейл, Донна Руберт, Диана Еффнер и др.

Куклы все больше приобретают черты уникальной личности и превращаются в предмет страстного коллекционирования. Считается, что коллекционирование кукол — удел не только состоятельных, но и утонченных натур. Среди них осо­бы королевской крови, знаменитые артисты, политические деятели, которые гордятся своими коллекциями и всячески их рекламируют. Известен случай, когда коллекционер на аукционе заплатил за куклу 270 тыс. долл. Но, несмот­ря на высокую стоимость, собирателей кукол в мире больше, чем нумизматов и даже филателистов. Брюс Виллис подарил своей жене куклу ценой в 55 тыс. долл. Принцесса Диана продала бесценную коллекцию кукол в пользу неиму­щих детей и многие из них теперь обеспечены на всю жизнь. Кукол Анны Гил­ленберг одевают Юдашкин, Зайцев и Бартенев.

Сегодня открываются музеи и галереи, проводятся конференции и семи­нары, возникают новые имена, новые материалы, общества и собрания, посвященные куклам и всем кукольным проблемам. Куклам посвящены десятки солидных журналов Америки и Европы. Ведущие кукольные жур­налы мира — «Contemporary Doll Collector», «Dollreader», «Dolls». Кукольные выставки-продажи проходят по всему миру и привлекают миллионы людей. Кукольная промышленность растет и набирает обороты.

А на другом конце света все большей популярностью у молодых незамуж­них японских женщин сегодня пользуется кукла «Примопуэл», способная имитировать поведение маленького ребенка. Только за год в Стране восхо­дящего солнца продается около 500 тыс. этих игрушек. Плюшевая интерак­тивная кукла внешне напоминает Чебурашку и снабжена внутренними ча­сами и термометром; она знает более 250 выражений. В зависимости от об­стоятельств кукла произносит «Доброе утро», «С Рождеством», «Как холодно» и пр. Раз в год, 1 апреля, она шутит. Кроме того, игрушка реагиру-

ет на объятия. К большому удивлению производителей, новая кукла пользу­ется спросом не только у неустроенных в личном плане молодых женщин, но и у пожилых японок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: