Встреча Архиерея. Облачаются все диаконы, протодиаконы и только один служащий священник в малое облачение (епитрахиль

Облачаются все диаконы, протодиаконы и только один служащий священник в малое облачение (епитрахиль, поручи, фелонь и, если есть, головной убор), остальные священники остаются в рясах и головных уборах. За 10 минут до назначенного времени встречи Архиерея все служащие диаконы, протодиаконы и священники становятся у Престола следующим образом: служащий священник встаёт непосредственно перед Престолом, остальные священнослужители в зависимости от даты хиротонии, сана, имеющихся наград и административной должности выстраиваются в два ряда, по обеим боковым сторонам Престола, протодиаконы и диаконы выстраиваются по обеим сторонам служащего иерея у Царских врат, тоже по старшинству. Служащий священник держит в руках блюдо, покрытое воздухом, с Крестом (причём основание Креста должно быть направлено к левой руке держащего блюдо священника). Протодиаконам подаются два кадила (и ладан). Младшие диаконы, если есть, берут в руки дикирий и трикирий, а если их нет, то дикирий и трикирий берут сами протодиаконы. Звонарь начинает благовест за 15 минут до встречи Архиерея.

Весь собор одновременно крестится и прикладывается к Престолу (духовенство совершает крестное знамение два раза, затем прикладывается к Престолу и крестится третий раз). Отверзается завеса. Включаются паникадила в храме. После этого всё духовенство исходит южными и северными дверями на амвон. На амвоне крестится, кланяется на восток один раз, затем поворачивается и кланяется народу. Служащий священник спускается с амвона первым, за ним попарно сходят остальные иереи, протодиаконы и диаконы. Всё духовенство в притворе выстраивается на встречу Архиерея следующим образом: священники становятся в два ряда вдоль дорожки, приготовленной на встречу, причём старшие становятся ближе к входным дверям, возле орлеца и иподиаконов, держащих мантию и жезл. За первой парой выстраиваются остальное духовенство по старшинству. За последней парой священников, на середине дорожки, становится служащий священник с Крестом. Позади его выстраиваются протодиаконы и диаконы, тоже по старшинству, в один ряд, лицом на запад.

При появлении машины Архиерея звонарь начинает трезвон. Первая пара иподиаконов встречает Архиерея непосредственно у машины и входит вместе с Преосвященным в притвор храма. Звонарь прекращает звон. Архиерей, войдя в притвор, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох. Второй протодиакон возглашает: «Премудрость», а первый протодиакон читает: «Честнейшую Херувим...». Хор в это время поёт тропарь праздника, или воскресный, или храма – протяжно. Иподиаконы облачают Архиерея в мантию. После того, как иподиаконы перекинули «хвост мантии» всё духовенство одновременно с Архиереем крестится и кланяется на восток, затем кланяется Архиерею в ответ на его благословение. Служащий священник не крестится, а кланяется вместе со всеми. После этого он подносит Архиерею Крест. Когда Архиерей берёт Крест с блюда, служащий священник целует руку Архиерея и отходит на прежнее место. Преосвященный осеняет сослужащих Крестом, сам прикладывается ко Кресту и даёт на целование священнослужителям. Иереи подходят по старшинству (одновременно с обоих рядов), по очереди целуют Крест и руку Архиерея, затем отходят на свои места через правое плечо. Служащий священник подходит последним, целует Крест и руку Архиерея, принимает Крест на блюдо и, поцеловав ещё раз руку Архиерея в момент, когда Преосвященный полагает Крест, по амвону отходит в алтарь южной диаконской дверью, не совершая какие-либо действия и поклонения. Крест полагает на левой стороне Престола и остаётся ожидать духовенство в алтаре. После того как Архиерей отдал Крест, все священники одновременно с Архиереем совершают крестное знамение и поклон на восток единожды, затем поклон Архиерею, отвечая на его общее благословение. Протодиаконы кадят Архиерея и вместе с диаконами следуют впереди всех на середину храма. Остановившись у праздничной иконы, снова кадят Архиерея, восходящего на кафедру. Протодиаконы и диаконы входят в алтарь диаконскими дверями, отдают кадила пономарям, а дикирий с трикирием поставляют на подставки и ожидают Архиерея с духовенством в алтаре.

По общем благословении в притворе Архиерей следует вперед духовенства, подходит к праздничной иконе, находящейся на аналое в центре храма, и прикладывается к ней. Затем прикладывается к мощам святых угодников Божиих и к чтимым или чудотворным иконам, если таковые имеются в храме, причём это должно заранее обговариваться с Архиереем. Священники следуют позади Архиерея в два ряда до центрального аналоя, причём старшие впереди, но к иконе не прикладываются, а просто останавливаются лицом на восток. После целования праздничной иконы Архиерей восходит на амвон. Хор заканчивает пение положенного тропаря, и при пении «Тон дэспотин кэ Архиереа имон, Кирие, филаттэ» (единожды), «Ис полла эти дэспота» (трижды) («Господина и Архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета») Архиерей благословляет духовенство и молящихся на три стороны. Священники, стоя перед амвоном, и прихожане кланяются в ответ на благословение Архиерея. Архиерей поворачивается и заходит в алтарь Царскими вратами, которые открывают протодиаконы. Священники одновременно с Архиереем поскору входят в алтарь боковыми дверями. Архиерей, священники, протодиаконы и диаконы крестятся, прикладываются к Престолу, и в ответ на общее святительское благословение кланяются Архиерею. После этого Архиерей отходит на своё место, справа от Престола. Иподиаконы снимают с него мантию, клобук и убирают орлецы перед Престолом и на амвоне. Необлачённые иереи отходят от Престола на свои места.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: