Старшая группа

Основные задачи: уточнить представление о сутках; сформировать представление о неделе, последовательности дней недели; начать работу по формированию представлений о календарном годе. Календарь – система счисления продолжительных промежутков времени.

Приемы: беседы с детьми с целью выявления имеющихся знаний: слышали, как по-другому называют выходные? (сб, вс), каждый день имеет свое название (сегодня …, вчера …, завтра … потом …); чтобы запомнить названия дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить с круговой моделью недели, поместить модель в уголок, могут быть цифры или цвет); каждый день вспоминать, какой день был вчера (цвет), какой сегодня; через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести понятие "неделя" – 7 дней; игры "Лови, бросай, дни недели называй", "Неделя, стройся", Какой день пропал?", Что дальше?", "Найди соседей", "Узнай по описанию" (фиксировать внимание на постоянных видах деятельности); беседа о порядковом номере дня недели, о названии дней; чтение художественной литературы; моделирование – спираль; расписание занятий по дням недели (в картинках); работа с календарем (значение); развитие "чувства времени"; последовательность событий (лента времени): малыш – подросток – юноша – мужчина – дедушка.

В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что при ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени; заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени; систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т.к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят с понятиями "вчера, сегодня, завтра"; с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл); с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3); с годом (количество месяцев, цикл). Основной дидактический материал – модель календарного года (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф.Н.Блехер. Он дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря

м е с я ц ы
м е с я ц ы
н е д е л и
             

1-7 8-14 15-21 22-28 29-31

Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т.е. каждый день недели имеет свой цвет. Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа.

Приемы работы:

1. беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку).

2. соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.)

3. связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием

4. моделирование недели, месяца, года

5. дид. игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21)

6. характеризовать любой день: месяц, число, день недели, н-р, 15 января, среда)

7. напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

8. соотнесение месяцев с временами года, с №п/п месяца

9. использование иллюстративного, литературного материала

Значение развития чувства времени: развивает умение следить за своей деятельностью, рационально распределять её, ускорять или замедлять темп; приучает реагировать на сигналы через заданный промежуток времени; побуждает быть организованным, точным, беречь время; подготавливает к школе, где необходимо соблюдать общий темп и ритм работы.

Задачи работы. Создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности временных интервалов. Познакомить с мерами времени и учить пользоваться часами. Познакомить с тем, что можно сделать за определенный промежуток времени, учить следить по часам за временем. Учить самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в установленное время.

Содержание работы. Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера. Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности. Обучение умению выполнять работу в указанный срок, регулируя темп, оценивая объём работы.

Основные этапы работы.

1 ЭТАП.

Ознакомление с временным интервалом. Определение окончания срока выполнения работы по песочным часам (делать что-либо, контролируя себя):

a) Демонстрация 1, 3, 5 минут на секундомере, песочных часах; показать, где используются эти приборы

b) Беседа о том, что можно сделать за 1, 3, 5 минут

c) Практические действия детей: выполнять задание и следить по часам, закончить вовремя; показать зависимость результата от темпа работы

d) Усложнение: выполнять 3-5 заданий, каждое за 1, 3, 5 минут, сравнить результаты работы

2 ЭТАП.

Оценивание по представлению длительности интервала времени в процессе деятельности. Дети должны закончить работу, когда, по их мнению, пройдет заданный промежуток времени (тенденция к сокращению времени).

3 ЭТАП.

Предварительное планирование объёма деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности.

a) Самостоятельно наметить объём работы,

b) Спланировать во времени её выполнение,

c) Выполнить и оценить по часам (характерна переоценка сил).

4 ЭТАП.

Перенос умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

a) Знакомство с часами (стрелки, расстояние, которое они пройдут)

b) «Четверть», «Половина»

c) Уточнение представлений о режиме, самостоятельное начало и конец какого-либо занятия (по часам): зарядка, занятие…

Виды работ: сложить узор из палочек; сложить узор из геометрических фигур; вырезать полоски, разрезать их на квадраты, треугольники, круги; оригами; рисовать по строчкам палочки, квадраты, треугольники, круги; одевать (раздевать) куклу, одеваться самим; лепить; просто посидеть; поливать цветы; конструирование; считать от любого числа; пришивать пуговицы; сцеплять скрепки; чертить…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: