Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак. земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. 2 страница

— Взгляни на этих дев и их венцы! Некоторые из них оставили земные царства и богатства ради Царства Небесного. Все они возлюбили только Господа, как древние мученицы претерпевали страдания за Христа. — затем, обернувшись к старцу, Богородица благословила его и сказала: — Скоро, возлюбленный Мой, ты будешь с нами!

После этих слов преподобный Серафим стал прощаться с Ней и со всеми святыми. Внезапно все исчезло. Видение, длившееся более часа, прекратилось».

[799] “...Дорогою свободной, Иди, куда влечет тебя свободный ум

[800] Гете выразил отношение к слову “композиция”: “Это и вправду гнусное слово, им мы обязаны французам, и надо приложить все усилия, чтобы поскорей от него избавиться… В духовном творении детали и целое слиты воедино, пронизаны дыханьем единой жизни…”

[801] "До рождения антихриста произойдёт великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдёт гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение Церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе...".

"Но не до конца прогневался Господь и не попустит разрушиться до конца Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется ещё Православие и остатки благочестия христианского...»

[802] "Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный…Соединёнными силами России и других (народов) Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией...".

[803] Из письма, написанного собственноручно преп. Серафимом Саровским Н.А. Мотовилову: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного Русско-Славянского не будет на земле» ("Литературная учеба". Кн. 1. 1991 г. С. 134).

[804] Пройдет более чем полвека, тогда злодеи поднимут высоко свою голову.
Будет это непременно, - сказал старец, - Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь, их обратится на главу их...
Земля Русская обагрится реками кровей, и много людей побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия Его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной... сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского".

[805] "Пора, мой друг, пора. Покоя сердце просит.
Летят за днями дни и каждый миг уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, а глядь - как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дольную трудов и тихих нег"

[806] Биограф Роберт Пэйн о ней: «единствен единственная драма в мире, в которой все действующие лица уверены в своей порочности и щеголяют ею как на празднике… В ней всё и все обнаруживают черты характера Мефистофеля. Все участники ее демоничны, порочны и обречены на гибель. Когда Маркс писал эту поэму, ему было всего лишь 18 лет. Программа его жизни уже вполне установилась. Здесь не было и речи о служении человечеству, пролетариату или социализму. Он хотел разрушить мир, хотел воздвигнуть себе престол, основанием которого были бы человеческие содрогания».

[807] В возрасте 76 лет. На о. Еловом (Алеутские острова) он выкопал пещеру; позднее близ нее устроил келью, часовню, где в воскресные и праздничные дни собирал алеутов для молитвы, для сирот устроил учи­лище, где учил их Закону Божию и пению. Для пропитания себя и безняков раскопал перед кельей огород. К зиме запасал грибы. Соль приготовлял из морской воды. В плетеном коробе носил с берега морскую капусту для удобрения земли. Все, что с таким трудом приобретал старец, он употреблял на пропитание, одежду и книги для сирот - своих воспитанников, делился с бедняками. Для детей пек крендельки. Одежда о. Германа была одна зимой и летом; постелью служила небольшая скамья, изголовьем - два кирпича, покрытые шкурой. Одеялом о. Герман называл деревянную доску, лежавшую на печке, ею завещал покрыть его остан­ки. Тело его, изнуряемое трудами, бдением и постом, сокрушали 15-фунтовые вериги. «Трудную жизнь вел апа (дедушка), - говорил его ученик алеут Игнатий Алиг-яга, - и никто не может подражать его жизни». За праведную жизнь сподобился от Бога даров духовных. Ему пови­новались дикие звери, птицы и рыбы, огненные и водные стихии слушались гласа его, он предвидел будущее. Имея контакт с учениками прп. Паисия Величковского, о. Герман принес на Аляску Добротолюбие. Своему ученику, алеуту Игнатию Алиг-яге, он говорил: «Пройдет тридцать лет после моей смерти, все живущие теперь на Еловом острове перемрут, ты останешься жив один и будешь стар и беден, и тогда вспомнят меня». Это пророчество сбылось.

[808] Исповедовавший Пушкина перед смертью священник Петр был поражен благоговением, с каким тот исповедовался и причащался Святых Таинств. Отец Петр говорил, что он себе желает такого конца. Пушкин говорил о Дантесе: «Прощаю ему и хочу умереть христианином». Мысли Пушкина были светлы перед смертью. Подав руку Далю, Пушкин проговорил: «Ну, подымай же меня, пойдем;, да, выше, выше, ну, пойдем». «Кончена жизнь, сказал затем умирающий. «Жизнь кончена… Дыхание прекращается». И, осенив себя крестным знамением произнес: «Господи Иисусе Христе…». «Так тихо, так спокойно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить таинства смерти», — говорил Жуковский.

«Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла» (А.С. Пушкин. т.11, с.43.)

«Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво» –

[809] Достоевский о Пушкине: «Его Высокий Дар есть тот до конца не оцененный перл, в котором простотой и мудростью светится Тайная Воля Божья» (Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Репринтное издание (1881 г.). СПб., 1992)

[810] Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленго листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

[811] Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

[812] Жуковский В. А. Сочинения. Изд. 7-е. СПб., 1879. Т. 6. С. 556.

[813] В течение всего года ходил босиком, в одной сорочке и легком белом халате, имел необыкновенную любовь к людям.

[814]: художник мог теперь упаковать в этюдник все краски, не смешивая их предварительно в помещении, и работать на пленэре. Художники осознали, как важно писа! ь на натуре, среди света и воздуха - только то. что видишь на определенном расстоянии и при определенном освещении. Пейзажная живопись становится ведущим жанром в 19-м веке. Новые возможности палитры определили совершенно новую технику передачи того. что люди видят на натуре: сияющий свет и возд\х. мерцающею дымкх и туман. Новая техника заключалась в использовании возможное [ей палитры: цве1 при солнечном свете часто вступает в противоречие с тональными градациями. Поэтом} интенсивность цветового решения, нарушающая мя1 кую 1 радацию тонов и плавный переход их друг в друга, помогла доегичь впечатления глубины пейзажа.

[815] «С тех пор, заглядываясь в это окно (прорубленное Петром – ВМ), перед которым Европа показывает нам свои Китайские тени, мы забываем смотреть на существенную, могучую, полную собственной жизни Россию» «России, для ее блага, для ее истинного величия, не нужно внешнего ослепительнрого великолепия; ей нужно внутреннее, не блистательное, но строго постоянное, национальное развитие. Нужно, чтобы и народ, удивительный своим могучим, свежим характером, своей употребительнстью на все, своим здравым, светлым умом, своею детскою восприимчивостью веры христианской, своею покорностью, еще не потрясенною власти верховной, приобрел все блага общежития; но приобрел их не вдруг, как того хотело нетепреливое стремление Петра, даровавшее ему вдруг Европейскую внешнюю образованность, но тихим ходом благотворящей правды, не жертвуя настоящим будущему, ничего не изменяя без нужды, извлекая закон из одной божественной правды, уважением к закону укореняя в сердцах чувство законности, давая здравую пищу просвещения; просвещением, основанным на христианстве, очищая нравы, и таким образом без потрясения возводя народ в определенное свыше для него человеческое и гражданское достоинство». О призвании России: «Это призвание есть восстановление Церкви в ее первобытной чистоте и святости, восстановление… великим примером чистой, самоотверженной, вселюбящей Веры» «. Порядок стоит на вере вБога, на вере в законность власти, на вере в закон и в долг, т.е. на бескорыстном послушании сердца, на его произвольном поданстве этому невыразимому святому, которое есть поэзия жизни…Поэзия не заключается в одном стихотворстве:она есть дух жизни Божией… Источник этой поэзии есть вдохновение (вдохновение, которое я назвал бы верою в великое и прекрасное, вдруг объемлющее душу нану» (М.,1867, с. 49-50,83,68)

[816] “В наших искренних ддружеских тесных сношениях с Западом мы не примечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящим в себе злой, заразительный недуг, окруженный атмосферою опасного дыхания. Мы целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли, пьем чашу чувства... и не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чуем в потехе пира будущего трупа, которым он пахнет”. Эта мысль вызвала резкую реакцию В.Г.Белинского. Но история подтвердила правоту славянофила. Что сказал бы Белинский, приведись ему услышать “смертельный металл”, видеть всемирную грязь интернета, оргию сатанизма и колдовства?

[817] Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно.
Спит Земля в сиянье голубом...

[818]

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья...

[819] Лист причислял это произведение Шопена к “самым могучим его созданиям”. Писал, что “основной мотив неистов, зловещ, как час, предшествующий урагану; слышатся как бы возгласы отчаяния, вызов, брошенный всем стихиям... У величайших композиторов мы не знаем ничего подобного поразительному эффекту, который производит это место, внезапно прерываемое сельской сценой, мазуркой идиллического стиля, от которой как бы веет запахом мяты и майорана”.

[820] Когда кичливый ум, измученный борьбою
С наукой вечною, забывшись, тихо спит,
И сердце бедное одно с самим собою,
Когда извне его ничто не тяготит;

Когда, безумное, но чувствами всесильно,
Оно проведает свой собственный позор,
Бестрепетностию проникнется могильной
И глухо изречет свой страшный приговор,-

Страдать, весь век страдать бесцельно, безвозмездно,

Стараться пустоту наполнить и взирать,
Как с каждой новою попыткой глубже бездна,
Опять безумствовать, стремиться и страдать,-

О, как мне хочется склонить тогда колени,
Как сына блудного влечет тогда к Отцу! -
Я верю вновь во все,- и с шепотом моленья
Слеза горячая струится по лицу.

[821] Пророческое письмо сообщает о «ненависти к России, без особенной причины, есть замечательный феномен нашего времени. Я говорю здесь о ненависти тех, кои хотят управлять общим мнением…Это бешенство, с каким некоторые газетчики на нас клевещут, означает только то, что Россия есть для них самый твердый и потому самый ненавистный представитель того порядка, который они, представители так называемого движения (прогресса – ВМ), опрокинуть стараются…Движение тихое есть порядок и благоденствие, движение насильственное есть революция; а всякая революция губит настоящее в пользу будущего, которое никогда не бывает таким, каким хотят создать его разрушители настоящего»

[822] «Архитектура – застывшая музыка»

[823] «Русь для внешнего врага неприкосновенна (сохрани ее Бог от врагов внутренних)»

[824] Не говорите: «То былое,

То старина, то грех отцов,

А наше племя молодое

Не знает старых тех грехов».

Нет! Этот грех - он вечно с вами,

Он в ваших жилах и в крови,

Он сросся с вашими сердцами, -

Сердцами, мертвыми к любви.

Молитесь, кайтесь, к небу длани!

За все грехи былых времен,

За ваши каинские брани

Еще с младенческих времен;

За слезы страшной той годины,

Когда, враждой упоены,

Вы звали чуждые дружины

На гибель Русской стороны;

За рабство вековому плену,

За робость пред мечом Литвы,

За Новгород и его измену,

За двоедушие Москвы;

За стыд и скорбь святой царицы,

За узаконенный разврат,

За грех царя-святоубийцы,

За разоренный Новоград;

За клевету на Годунова,

За смерть и стыд его детей;

За Тушино, за Ляпунова,

За пьянство бешеных страстей;

За слепоту, за злодеянья,

За сон умов, за хлад сердец,

За гордость темного незнанья

За плен народа; наконец,

За то, что полные томленья,

В слепой сомнения тоске,

Пошли просить вы исцеленья

Не у Того, в Его же руке

И блеск побед, и счастье мира,

И огнь любви, и свет умов, -

Но у бездушного кумира,

У мертвых и слепых богов.

И, обуяв в чаду гордыни,

Хмельные мудростью земной,

Вы отреклись от всей святыни,

От сердца стороны родной;

За все, за всякие страданья,

За всякий попранный закон,

За темные отцов деянья,

За темный грех своих времен,

За все беды родного края, -

Пред Богом благости и сил

Молитесь, плача и рыдая,

Чтоб Он простил, чтоб Он простил!

[825] «Законы, мораль, религия для него (пролетария) не более, как буржуазные предрассудки» (Но за вычетом совести остается вместо человека скотина!)

[826] «Революция — прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции…»

[827] «В 1849 году, как известно, древние языки были изгнаны из наших гимназий и философия из наших университетов. Результаты этого двойного изгнания не замедлили обнаружиться и в жизни, и в науке. Трудно отвергать, что понижение образовательного уровня гимназий и университетов послужило весьма благоприятствующим условием для того поверхностного радикализма, который овладел значительною частью нашего общества с начала 60-х годов. <…> Существенный характер науки, то, что делает ее истинным знанием, а не простым набором фактов, есть, без сомнения, обобщение в различных его видах. Но для научного обобщения прежде всего необходимы два условия: во первых, известное формальное развитие мышления, ручающееся за правильность в самом процессе обобщения, а это формальное развитие лучше всего достигается изучением математики и той конкретной логики, которую представляют языки, по преимуществу, классические; <во-вторых, для плодотворных и широких обобщений в науке необходимы известные начала и идеи, которые должны давать обобщению определенное направление и цель, а эти начала и идеи, не находящиеся ни в одной частной науке, могут быть установлены только всеобщею наукою – философией>. Поэтому не удивительно, что с изгнанием классицизма и философии из нашей общеобразовательной школы русская наука стала обогащаться массою случайных произведений без цели и плана в общем, без логической связи в частностях; и это качественное понижение научной производительности было бы, разумеется, еще значительнее, если бы ряды русских ученых не пополнялись питомцами духовных семинарий и академий, продолжавших сохранять в себе классический и, в особенности, философский элемент. В конце 60-х годов необходимость классицизма как общеобразовательной системы была осознана правительством, и древние языки восстановлены в гимназиях». Цит. по книге: С.М. Лукьянов. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Петроград, 1916 – М., 1990. С. 89.

[828] Присутствие непостижимой силы
Таинственно скрывается во всем:
Есть мысль и жизнь в безмолвии ночном,
И в бяеске дня, и в тишине могилы,
В движении бесчисленных миров,
В торжественном покое океана,
И в сумраке задумчивых лесов,
И в ужасе степного урагана,
В дыхании прохладном ветерка,
И в шелесте листов перед зарею,
И в красоте пустынного цветка,
И в ручейке, текущем под горою.

[829] Чарлз Дарвин, три года изучавший богословие в Кембриджском университете, был потрясен влиянием Библии на туземцев Ог­ненной Земли. Именно там он предполагал найти связу­ющее звено между обезьяной и человеком. Каждый год он посылал большую сумму на мис­сию. "Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существо­вания Бога". Когда естествоиспытатель Уоллес посетил Дарвина, то ему пришлось подождать приема, так как сын его сказал: "Теперь мой отец молится".

[830] Альфред Теннисон про­гуливался в своем саду с посетившим его знатным гостем. Неожиданно гость остановился перед большой клумбой цветов и спросил поэта: "Давно, уже я желал вас спросить, что вы думаете о Иисусе?" Подумав, поэт ответил: "Что солнце для этих цветов, то Иисус Христос для моей души. И без него не мог бы я и жить".

[831] "Новый Завет есть лучшая книга, какую когда-либо знал или будет знать мир".

[832] В плане распространявшегося в XIX веке сатанизма можно указать стихотворение Бодлера «Молитва», где лирический герой воспевает славу сатане и просит его покровительства.

[833]."Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам ученых-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь непод­ражаемым делам Создателя". "Чем больше я занимаюсь наукой, тем больше станов­люсь верующим". "Так как я мыслил и изучал, потому и остался верую­щим, подобно бретонцу. А если бы я еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка". «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории".

Пастер говорил, что понятие ПРИЧИНА "следовало бы резервировать для единственного божественного импульса, который сформировал эту Вселенную".

[834] «При демократии и умный, и глупый имеют один голос, но так как глупых больше, то демократия — это власть дураков»

[835] П.Ф.Оствальд пишет о И.Брамсе, что у него "одной из любимых книг была Библия, которую он мог пространно цитировать по памяти. Брамс был начитан в классике, хорошо знал историю, легенды, искусство Ренессанса, биографии музыкантов и поэзию".

[836] «Природа? Перед нею я стою в молчаливом благоговении и почтении, как перед самим Богом», — писал Григ за месяц до смерти. «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой… есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик» (Чайковский)

[837] Госпоже фон Овербекк Ницше однажды заметил: "Только веру в Христа не оставляйте, мысль о Нем велика и могуча". При этих словах у него к горлу подступил комок. Черты его лица свидетельствовали о его переживании, и он не смог сразу же обрести обычного своего каменного спокойствия. "Я Его оставил. Я хочу создать что-то новое, однако не могу и

не хочу возвращаться. Но моя страсть погубит меня". "Так как Бога больше нет, одиночество

становится невыносимым", - вынужден был признать Ницше в конце жизни. Ярый богопротивник умер в доме умалишенных. Он заразился в доме терпимости в Кельне венерической болезнью, которая его и погубила.

[838] «Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона».

[839] Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день

[840] «Что такое человек? Муха, попавшая в бутылку и ударяющаяся о ее стены при малейшей попытке вылететь».Умер в лечебнице для душевнобольных.

[841] После пребывания в тюрьме, преобразившей писателя, он сказал Андре Жиду проникновенные слова о русской литературе: «Русские писатели люди совершенно изумительные. То, что делает их книги такими великими, это — вложенная в их произведения жалость. Не правда ли, прежде я очень любил «Мадам Бовари»; но Флобер не пожелал допустить жалость в свои создания, и это их сузило и замкнуло в себе; жалость — это та сторона, которая раскрывает произведение, то, благодаря чему оно кажется нам бесконечным. Знаете ли, Деаг, одна лишь жалость помешала мне покончить с собой? Да, в течение первых шести месяцев я был ужасно несчастлив, так несчастлив, что мне захотелось себя убить; меня удержало то, что наблюдая там всех остальных, я увидел, что они также несчастны, как я, и я почувствовал жалость. О, dear, жалость — это замечательная вещь; но я не знал ее прежде. — (Он говорил почти шепотом, без всякого возбуждения.) — Достаточно ли хорошо вы поняли, какая замечательная вещь жалость? Что до меня, то я каждый вечер благодарю Бога — да, да на коленях — благодарю Бога за то, что он позволил мне ее узнать. Ибо в тюрьму я вошел с каменным сердцем, думая только о наслаждении, теперь же мое сердце окончательно надломалось; в мое сердце вступила жалость, и я понял теперь, что жалость есть самая великая, самая прекрасная вещь из всех существующих на свете... Вот почему я не негодую на тех, кто меня осудил, да и ни на кого на свете; ведь без них я никогда бы не узнал ничего подобного».

[842] «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами Православие, Самодержавие, Народность (т. е. Церковь, Царь и Царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя».

«Так как антихрист главным своим делом будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе».

Епископ Феофан писал одной московской музыкантше: «Исполняя хорошую музыку, Вы делаете то же, что хороший проповедник в церкви». Но не велел играть той пьесы,или продолжать чтение той книги, которой внутренне стыдишься, или после которой настроение духовное испортилось, обнизилось».

[843] В роду великого чудотворца были священники почти три с половиной века. С супругой Елизаветой жили как брат с сестрой, в подвиге девства. Вел подвижническую жизнь, подобно монаху, непрестанно боролся с помыслами, о чем свидетельствует его знаменитый дневник «Моя жизнь во Христе» (издан на многих языках мира). Рукоположен в 1855 году, направлен служить в Кронштадтский собор — он оказался тем самым, который был увиден им во сне. К чудотворцу шли письма, летели телеграммы — до 2 тысяч в день. Не имея возможности их прочесть, святой молился над ними, — и Господь исполнял все разнообразные прошения людей. Св. Силуан Афонский, оставив записку с просьбой, чтобы мир не задержал его, вскоре ощутил гул адского пламени, который прекратился по достижении Афона. По молитвам о. Иоанна прозревали слепые, приходили в себя помешанные, начинали ходить хромые. Случаям изгнания бесов не было числа. Видел ужасы грядущей революции и предупреждал о них русское общество. Канонизирован в 1990 году.

[844] Гениальный хирург и анатом 19-го столетия Н. И. Пирогов, обуреваемый сомнениями и неверием, переживал внутреннюю тревогу и искал успокоения души. В своем дневнике он говорит: "Мне нужен бьш отвлеченный, не­постижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Еван­гелие, которого я никогда еще сам не читал (а мне было уже 38 лет от роду) я нашел для себя этот идеал". Почерпнув в Евангелии мир и утешение Пирогов всю жизнь с детскою доверчивостью относился к новозаветному учению.

[845] Посев научный взойдет для жатвы народной.

[846] Русский историк о монахах и монастырях: «Стремление покинуть мир усилилось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы»

[847] "Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности". Образ Христа философ считал единственною проверкою совести: "Стоит только перед тем, как решить­ся на какой-нибудь поступок, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться на нем и спросить себя: мог бы Он совершить этот поступок; или, другими словами, одобрит ли Он его или нет, благословит меня на его совершение или нет — и мы получим ответ. Предлагаю эту проверку всем, она нас обманет. Во вся­ком сомнительном случае, если только осталась возмож­ность опомниться и подумать, вспомните о Христе, пред­ставьте Его себе живым, каким Он и есть, и возложите на Него все бремя ваших сомнений".

[848] "Во всяком возрасте и при различных обстоятельствах я возвращался к чтению Евангелия и всякий раз его содер­жание низводило мир и кротость в душу".

[849] Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

[850] Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.

[851] «Два беса»: «…Не то уж принято у нас: Мы действуем на убежденья масс. Так их ведем, чтоб им ни пить, ни кушать, А без разбору только б рушить, рушить!» О России: «Она же верует, что несть Спасенья в пурпуре и злате, А в тех немногих, в коих есть Еще остаток благодати». «Сомкнемся ж вкруг царя, с доверием друг другу, И смело глянем вдаль, чтоб дружный дать отпор И ковам недругов, в нас сеющих раздор, И всякому наносному недугу». «Мы сильны – лишь боряся с ложью, В деяньи чуя правду Божью, Христа миротворящий дух»

[852] "Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа Его Слова и всякого прекрасного восприятия". «Да народ и веры не знает, скажете вы, он и мо­литвы не умеет прочесть, он поклоняется доске и лепечет какой-то вздор про святую пятницу и про Фрола и Лавра. На это отвечу вам, что вот эти-то мысли и явились у вас из продолжающегося пре­зрения вашего к русскому народу и упорно сохра­няющегося в русском культурном типе. Мы о ве­ре народа и о Православии его имеем всего десятка два либеральных и блудных анекдотов и услаждаемся глумительными рассказами о том, как поп исповедует старуху или как мужик молит­ся пятнице <...> Но в том и дело, что эти люди ровно ничего не понимают в Православии, а потому ровно ничего не поймут никогда и в народе нашем. Знает же народ Христа Бога своего, может быть, еще лучше нашего, хоть и не учился в шко­ле. Знает, потому что во много веков перенес много страданий и в горе своем всегда, с начала и до наших дней, слыхивал об этом Боге-Христе своем от святых своих, работавших на народ и стоявших за землю русскую до положения жизни, от тех самьк святых, которых чтит народ доселе, помнит имена их и у гробов их молится. Поверь­те, что в этом смысле даже самые темные слои на­рода нашего образованны гораздо больше, чем вы в культурном вашем неведении об них предпола­гаете, а может быть, даже образованнее и вас са­мих, хоть вы и учились катехизису».

[853] Перу даровитого-поэта И. С. Никитина, умершего с Евангелием в руках, принадлежит стихотворение, озаглав­ленное "Новый Завет", где он говорит: "Измученный жизнью суровой, Не раз я себе находил В глаголах Предвечного Слова Источник покоя и сил".

[854] О, отчего полна томленья

И странных грез душа моя,

Когда в тиши уединенья

Напев знакомый слышу я?

Не будят в сердце эти звуки

Печали, смолкнувшей давно,

Ни мук любви, ни слез разлуки

Им воскресить не суждено.

Но я люблю твой глас призывный,

Напев далекой стороны,

Как ропот моря заунывный

В часы вечерней тишины...

(Стихотворение «Напев»)

[855] Святитель Феофан Затворник о Толстом: "Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин... Этот бесов сын дерзнул написать новое евангелие. Он есть подделыватель бесчестнейший, лгун и обманщик. Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращением отвергайте" (Духовная трагедия Льва Толстого. - М., 1995, с. 106). Мнение о нем св. Иоанна Кронштадтского: "Желаете ли, православные, знать, что я думаю о Льве Толстом?.. Он объявил войну... всему христианству. И как денница.. отторгнул своим хребтом третью часть звезд небесных, то есть Ангелов, сделал их единомышленниками с собою, так наш Лев, сын противления, носящий в себе дух его, своим рыканием и хвостом (см.: Откр. 12, 4) отторг... едва ли не третью часть русской интеллигенции, особенно из юношества".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: