Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей.
Оборудование: мягкая игрушка; «костюмы» для драматизации сказки «Бычок — смоляной бочок»: шапка для деда, фартук для бабки, косынка для внучки, тапочки для медведя, зайца, волка; пять матрешек, отличающихся по цвету и размеру; плоскостные куклы и круги (мячи) разного цвета; тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).
²Встреча детей с мягкой игрушкой. Все здороваются, говорят друг другу ласковые слова, затем дети подходят к психологу.
²— Вы помните сказку «Бычок — смоляной бочок»? Давайте разыграем ее. Кто будет дедом? Бабкой? Танюшкой? А кто будет бычком? Еще нам нужны медведь, волк и заяц. | |
Роли распределяются по желанию детей. Психолог отмечает выбор каждого ребенка в диагностическом журнале. | |
— «Жили-были дед да бабка {появляются «дед» и «бабка»), и была у них внучка Танюшка {выходит «внучка»)». | |
Дети при помощи психолога инсценируют сказку. Психолог поощряет, подсказывает, выражает одобрение. | |
— Молодцы, ребята! Вы настоящие артисты. Давайте похлопаем друг другу. | |
Дети аплодируют, снимают костюмы и садятся за столы. ² Психолог выставляет на своем столе пять матрешек, отличающихся по цвету и размеру. | |
— Дети, что у меня на столе? — Посмотрите, одинаковые матрешки по размеру или разные? — А чем еще они отличаются? — Сейчас матрешки будут играть в прятки. Внимательно рассмотрите матрешек. | — Матрешки. — Разные. — Они разного цвета. |
Психолог дает время для запоминания, затем ставит ширму и прячет одну из матрешек. Ширма убирается, психолог задает вопрос. | |
— Какая матрешка спряталась? | |
Дети отвечают. Игра продолжается. Если дети легко справляются с заданием, психолог прячет двух матрешек одновременно. | |
²— Матрешки, кубики, юла — это игрушки. Какие еще игрушки вы знаете? Назовите. —Правильно. Молодцы! К нам на занятие пришли куклы. | —Мяч, машинка, кукла... |
Психолог прикрепляет изображение кукол к магнитной доске. | |
—Рассмотрите кукол. Они одинаковые? —Что у них разное? —Чем отличаются платья? —У первой куклы платье и бант какого цвета? —Какое платье у второй куклы? —А бант? —У третьей куклы какое платье? —Дадим куклам мячи. Кукле в красном платье дадим красный мяч. | —Нет. — У них разные платья и банты. — Цветом. —Красного. —Синее платье. —Синий бант. —Зеленое платье. |
Ребенок прикрепляет изображение мяча магнитом около куклы в красном платье. | |
— А какой мяч мы дадим кукле в синем платье? | — Синий мяч. |
Дети отвечают на вопросы и прикрепляют изображения мячей около кукол. | |
²— На какую геометрическую фигуру похож мяч? — Правильно, а какую геометрическую фигуру я рисую? | —На круг. |
Психолог рисует на доске треугольник. | |
— Возьмите из тарелочки лист бумаги и карандаш. Нарисуйте треугольник. | —Треугольник. |
Дети выполняют задание. Психолог рисует на доске квадрат. | |
—Как называется эта фигура? —Нарисуйте квадрат рядом с треугольником. | —Квадрат. |
Дети выполняют задание. | |
— Молодцы! Аккуратно положите свой лист и карандаш в тарелочку. ²— А теперь запомните слова, которые я вам назову. Внимание, запоминаем: детский сад, зима, мел, небо, кошка, кукла, мама. | |
Дети поочередно подходят к психологу и шепотом называют слова, которые запомнили. Психолог вносит результат в диагностический журнал. | |
² Игра «Четвертый — лишний». Психолог произносит ряд слов, дети выбирают «лишнее» слово и объясняют (при помощи психолога) свой выбор. —Яблоко, слива, груша, стакан. —Диван, мяч, стол, стул. —Юбка, туфли, сапоги, ботинки. —Молодцы! Пришло время поиграть | — Стакан. Яблоко, слива, груша - это фрукты, а стакан - посуда. — Мяч. Диван, стол, стул - мебель, а мяч — игрушка. — Юбка. Туфли, сапоги, ботинки — обувь, а юбка — одежда. |
² Игра «Кто самый внимательный?» (Описание игры — см. занятие 4.) | |
²— Вспомните и расскажите, что мы сегодня делали на занятии. — До свидания! Я вас люблю. |