Искусство

Свои суждения об этом как бы первичном феномене самовыражения любой разумной планетарной цивилизации я начну с того, что до настоящего времени многие даже достаточно образованные люди совокупность всех видов искусства (письмо, графика, живопись, ваяние, вокал, танец, магия и др.) называют культурой. Это не совсем корректно, и я достаточно убедительно показал, что искусство − это только один из 3-х основных субстанциональных элементов культуры любой разумной цивилизации. В то же время без использования элементов искусства не могут быть достаточно адекватно проявлены два других основных субстанциональных элемента культуры, что наглядно обозначено на схеме рис.1.3. Основным свойством искусства является то, что оно безгранично в человеческой фантазии своего проявления.

Искусство по основному своему функциональному назначению может быть отожествлено с творчеством, т.е. отражением и представлением действительности в художественных образах. Одновременно оно выполняет роль отображения общественного сознания. В разных аспектах в роли синонимов искусства могут выступать умение, мастерство, знание дела, а также само дело, требующее умения и мастерства.

Я не буду оригинальным и выскажу тривиальную истину, что подлинное искусство призвано облагораживать, возвышать человеческое сознание через соответствующую корректировку состояния монады разума (душа + дух). В противовес подлинному искусству, способствующему облагораживанию человеческого сознания, существуют такие формы его проявления, которые в разной степени способствуют негативному воздействию на человеческое сознание. К таким формам в порядке возрастания негатива можно отнести примитивное искусство, суррогат-искусство и анти-искусство.

Примитивное искусство в самом общем плане может быть охарактеризовано как проявление искренних чувств в образном отображении окружающего мира человеком, лишённым мастерства и профессионализма в технике выбранной им формы этого образного отображения. В отличие от примитивного искусства, суррогат-искусство, с одной стороны, по своей форме совпадает с примитивным искусством, а с другой − предназначено для удовлетворения вкуса не очень притязательных и подготовленных для восприятия подлинного искусства людей. Характерным примером такого искусства через графические формы отображения окружающего мира являются лубочные картинки, в изготовлении которых, ради удовлетворения своих материальных потребностей путём их продажи на рынке, может «набить руку» для их нарисования практически почти любой человек. Примером другой формы проявления суррогат-искусства является сочинение и исполнение непритязательных песенок. А, например, в магии, это может быть выражено только «через ловкость рук и никакого мошенства».

Отличие подлинного искусства от анти-искусства довольно сложная проблема, разрешение которой доступно только искусствоведам − достаточно подготовленным профессионалам в соответствующих видах искусства. Поэтому я, как системщик, ограничусь только краткими общими замечаниями, касающимися разрешения этой проблемы:

Замечание 1. О вкусах не спорят. Их только воспитывают и прививают.

Замечание 2. «Рождённый ползать, летать не может!» И наоборот.

Замечание 3. «Каков поп, такой и приход!» И наоборот.

Замечание 4. Всё в руках судьбы, предопределённой Богом!

Эти четыре моих кратких замечания, приведенные с элементами искусства выражать нужные мысли на уровне афоризмов, касающиеся разрешения по многим аспектам проблемы различения подлинного искусства и анти-искусства, можно пространно комментировать как на общефилософском уровне, так и на анализе конкретных примеров образного отображения чувств авторов по их мастерству и характеру самовыражения. Но я это оставлю для разработки будущих рабочих технологий, которые должны быть направлены на повышение адекватности таких различений и нацеливать общество на развитие всех видов и форм подлинного искусства. Здесь только следует добавить, что подлинное искусство даже при отражении в его видах и формах низменных реалий жизни, связанных с порочностью, жестокостью и скаберзностью человеческих поступков и отношений, которые стали доминировать в обществе, особенно в наше время, должно вызывать у людей не позывы подражания, а чувства протеста, негодования и отвращения.

А теперь я приведу обоснование принятой на схеме рис.1.3 символики, по которой условные изображения субстанциональных элементов культуры наука и эзотерика полностью вписываются внутри замкнутого контура, условно обозначающего субстанциональный элемент искусство. Дело в том, что понятие «искусство» по одному из 3-х вариантов его понимания по иллюстрированному энциклопедическому словарю «Терра лексикон» 1988 года издания обозначено как «Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности». Отсюда становится очевидным, что наивысшей адекватности познания и освоения окружающего Мира можно достичь при гармоническом сочетании в человеческой деятельности всех трёх субстанциональных элементов культуры, что символически отображено на рис.1.3, фиг.В. В этом случае искусство полностью становится синонимом культуры. Отсюда следует, что к искусству следует относить не только любые виды художественного творчества − живопись, ваяние, вокал, различные виды лицедейства, но и любую общественно полезную деятельность людей: рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, военных, инженеров, конструкторов, учёных, наконец, любого уровня и масштаба руководящих работников, которые свою работу выполняют с высокой степенью умения и мастерства.

В заключение своего комментария по 3-му основному субстанциональному элементу культуры, преодолению и в сфере искусства кризисных тенденций, особенно в наше непростое время, я ещё раз хочу подчеркнуть, что и четвёртое моё замечание, высказанное в комментарии по решению проблемы различения подлинного искусства и анти-искусства, не несёт никакого элемента сверх естественности, оккультизма и мистицизма, а только лишь ещё раз подчёркивает, что каждый рождающийся на Земле человек имеет уже в момент своего «появления на Свет» предопределённую только ему индивидуальность. Поэтому задача общества состоит в том, чтобы эта индивидуальность в максимально возможной степени проявлялась бы только во благо как самого человека, так и для общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: