Развитие сервисной экономики

Рост доли сферы услуг в ВВП развитых стран идет уже не одно десятилетие, эта тенденция выступала как один из ключевых признаков постиндустриального общества еще в трудах классиков постиндустриализма. Причем растет доля услуг во всех отраслях экономики, предоставление услуг все чаще начинает сопровождать производство и продажу товаров.

С точки зрения формирования экономики, основанной на знании, важна четко фиксируемая тенденция последних лет – опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса (различные виды консалтинга, системная интеграция, подготовка специалистов и т.п.), которые играют большую роль в диффузии знаний в отраслях экономики и стимулировании инноваций. Несмотря на методологические трудности с определением и статистическим учетом знание-емких услуг, на основании результатов проведенных исследований можно отметить не только рост их удельного веса, но и положительное влияние на экономический рост, хотя общий объем этой деятельности остается относительно низким.

Роль информационной инфраструктуры и информационных технологий

Последние десятилетия характеризуются возникновением и широким распространением ИКТ, проникших практически во все сферы деятельности. В некоторых работах утверждается, что именно появление ИКТ создало экономику, основанную на знании, что они являются сегодня основной движущей силой экономического развития. В такой формулировке это положение не находит однозначного эмпирического подтверждения. Ряд провалившихся попыток продемонстрировать связь между инвестициями в ИКТ и экономическим ростом привел к тому, что довольно долго считалось, что экономическую выгоду от инвестиций в ИКТ получили только США. В аналитических документах стал популярен "парадокс Солоу" (Robert Solow): "сегодня мы можем наблюдать компьютерный век везде, за исключением статистики продуктивности". В конце 1990-х, начале 2000-х годов, правда, появились расчеты экономистов (включая ряд специальных исследований экспертов ОЭСР), которые показали, что и другие развитые страны получили от 0,3 до 0,8 процентных пунктов роста за счет инвестиций в ИКТ. Эти результаты, надо отметить, приняты далеко не всеми специалистами.

Вместе с тем, очевидно, что ИКТ совместно с традиционной инфраструктурой (библиотеки, почта и т. д.) играют важную роль информационной инфраструктуры в современной экономике. ИКТ при этом действительно играют новую роль в производстве и распространении знания, но это связано с изменением технических и финансовых условий доступа к информационным ресурсам, скорости их передачи и обработки. Технологии сами по себе не расширяют сферу доступного знания и не определяют модели его использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: