Можно стать лучше, если ориентироваться на самое лучшее, что есть вокруг нас, на тех, кто впереди нас. Участие в общественной жизни — ведущий путь духовного и физического развития каждого человека.
Социальная система воздействует на людей через воспитание, науку, культуру, идеологию, мораль в рам-
ках существующих производственных и иных общественных отношений. И в этом смысле общество предписывает человеку, как он должен жать, что ему нужно делать, каким быть, какие обязанности перед людьми выполнять. Всё это и отражено в существующих законах, закрепляющих права и обязанности граждан. Социальная система помогает человеку определить его жизненный путь, способствует его становлению и развитию, но в то же время обязывает его трудиться, выполнять законы, нормы, правила общежития. Само общество предъявляет к людям требования, потому что оно тоже подчиняется определенным законам, нарушить которые так же нельзя, как нарушить законы природы. Еще Сократ утверждал, что абсолютно свободными от общества могут быть только заори и боги.
|
|
В. И. Ленин писал, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Хочет того человек или нет, но он вынужден отвечать на общественные требования к своему труду, поведению, вырабатывать у себя такие качества, которые необходимы гражданину, человеку, члену трудового, учебного, культурного или научного коллектива. Некоторые молодые люди не понимают своей естественной зависимости от общества и стремятся к полной независимости, неограниченной свободе. Но вспомним слова К. Маркса: «Свобода есть право делать всё то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый человек может двигаться без вреда для других, определяются законами».
2. Современному молодому человеку предстоит подняться выше своих амбиций, претензий, требований и интересов.
Эгоизм был всегда причиной несчастий человека и человечества: эгоизм господствующих классов уже привел к двум мировым войнам, эгоистические позиции в классовой борьбе уже породили «железный занавес», «холодную» и «психологическую» войны. Религиозный эгоизм до сих пор кровоточит в Иране, Ираке, Ливане, а теперь и в Армении и Азербайджане. Личный эгоизм породил коррупцию, теневую экономику, мафиозные элементы всюду, в том числе и в нашей стране.
Перестройка или создаст общественного человека, или захлебнется в эгоизме единиц, кланов и групп. Вот почему надо иметь систему ценностей для человека, группы, общества: для человека — это свобода творчест-
ва, для группы — духовное взаимообогащение, товарищество, сотрудничество; для трудового коллектива — взаимные обязанности, общие интересы, взаимопомощь; для ассоциации, союза, партии — общечеловеческие идеалы и цели; для страны, народа — социальный прогресс. Здесь творчество индивида подчинено интересам сотрудничества, духовного взаимообогащения в кругу единомышленников, общественным интересам трудового коллектива, борьбе за социальную справедливость и общественные идеалы в партиях или союзах, социальному прогрессу общества в целом. Такая иерархия ценностей и определяет пели и содержание самосовершенствования личности.
|
|