Введение. Оптимальные результаты оперативного вмешательства, как и снижение осложнений в клинической хирургии невозможны без квалифицированного ухода ЗА больными

Оптимальные результаты оперативного вмешательства, как и снижение осложнений в клинической хирургии невозможны без квалифицированного ухода за больными. Среди мероприятий, направленных на улучшение оказания медицинской помощи, одной из главных является качественный уход за стационарными больными.

Как известно, основная часть конкретной деятельности по уходу за больными ложится на медицинских сестер и санитарок. Однако качество этой работы прямо зависит от врачей, поэтому в их подготовке важным представляется знание ими сущности и понимание задач ухода за больными. Этим обусловлено введение курса по общему уходу в медицинских вузах страны, который преподается одновременно на кафедрах пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии.

По программе обучения в медицинских вузах студенты уже на втором курсе приходят в клинику и начинают изучать практическую медицинскую деятельность. С одной стороны, это помогает многим профессионально определиться и раньше выбрать конкретную медицинскую специальность. С другой стороны, чрезвычайно важны деонтологические аспекты появления студента-второкурсника в больнице. Уход, дополненный изучением обязательных деонтологических принципов, вносит в обучение практической деятельности положительную моральную окраску, причем наиболее ярко проявляется при уходе за хирургическими больными ввиду особенностей хирургического метода лечения.

История ухода за больными в медицине насчитывает более 100 лет – с тех пор, как первые сестры милосердия принимали участие в военных действиях, ухаживая за ранеными. Происшедшие с тех пор огромные перемены в медицине, изменения в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала повлекли расширение круга и усложнение их обязанностей. В настоящее время медицинские сестры активно занимаются не только уходом, но и лечебной деятельностью под руководством врачей. В настоящее время безукоризненное владение приемами и навыками ухода необходимо любому медицинскому работнику, в том числе и врачу, независимо от профиля и специализации лечебно-профилактического учреждения.

Все многообразие клинической медицинской деятельности сводится к трем основным направлениям: диагностике, лечению и профилактике заболеваний. Уход за больными, не укладываясь ни в одно из этих направлений, представляет собой своеобразную деятельность и относится в основном к профилактической деятельности. Следует отметить, что уход за больными невозможно заменить и подменить применением медицинской техники.

Уход за хирургическими больными, в отличие от клиники внутренних болезней, имеет много характерных черт. Применительно к хирургии особенности ухода в первую очередь определяются профилактикой гнойно-септических осложнений, т.е. внутрибольничной инфекции. Эта деятельность позволяет предупредить многие опасные для жизни осложнения и тем самым становится на один уровень по своей значимости с лечебной деятельностью. Являясь элементом клинической деятельности, уход требует серьезного изучения и обеспечения с учетом современного уровня развития науки. Пренебрежение уходом за хирургическими больными или незнание его может серьезно сказаться на результатах отлично выполненных операций.

Основной задачей курса ухода за хирургическими больными является обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам обеспечения оптимальных условий функционирования лечебно-профилактического учреждения и профилактики возможных осложнений во время лечения в хирургическом стационаре, с тем, чтобы в своей дальнейшей практической деятельности они могли правильно организовать и поддерживать уход.

Курс ухода за хирургическими больными не является независимым и изолированным, а органически входит в предмет «Общая хирургия», одновременно включаясь в курс общего ухода в терапии и хирургии. Этот курс закладывает основы изучения деонтологии в хирургии.

Изложенные выше цели и задачи преподавания ухода за хирургическими больными нашли отражение, как в созданной «Программе по общему уходу за больными в клинике хирургических болезней для студентов лечебных и санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов», так и в новой программе Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва, 2000).

Изучение ухода за хирургическими больными включает в себя рассмотрение стационарного пребывания больного, знакомство со структурой, задачами и особенностями гигиенического содержания хирургического стационара, клиническую гигиену медицинского персонала в хирургии, клиническую гигиену окружающей больного среды во всем ее многообразии, собственно уход за больными на различных этапах пребывания больного в стационаре (в приемно-диагностическом отделении, хирургическом отделении, отделении реанимации и интенсивной терапии), включая санитарную обработку, переодевание, транспортировку, смену белья, гигиенический уход за телом больного, организацию и проведение питания, собирание и удаление выделений, наконец, роль личных вещей, передач, посещений больного родственниками и ряд других элементов. При этом имеются особенности ухода в зависимости от периода нахождения больного в стационаре (до или после операции), характера операции, течения болезни и развития осложнений, сопутствующих заболеваний и т.д.

Уход является наиболее очевидным проявлением заботы о больном человеке. При его преподавании представляются самые широкие возможности реального воспитания сознания и поведения будущего врача.

Учитывая, что при изучении ухода студенты впервые попадают на клинические кафедры, вопросам деонтологии ухода за больными в хирургии должно уделяться особое внимание на лекциях и практических занятиях.

На занятиях изучаются следующие элементы: освоение практической деонтологии общего ухода, спокойное и приветливое обращение в больнице, отказ от излишнего оптимизма в пользу деловитой серьезности, выполнение просьб больного, отказ от обсуждения с больными его состояния и лечения, что является прерогативой врача, у6едительное внушение больному о благоприятных результатах лечения, выполнение всех элементов ухода без каких-либо проявлений брезгливости или пренебрежения; неукоснительное соблюдение лечебно-охранительного режима. Следует также подчеркнуть значение внешней стороны взаимоотношений в хирургическом коллективе.

Студенты получают информацию о юридических аспектах деонтологии, имеющих прямое отношение к уходу. Во-первых, это четкое выполнение профессиональ-ных обязанностей; во-вторых, «Основами законодательства о здравоохранении» установлена обязанность хранить врачебную тайну. Студенты должны четко осознать, что сохранение врачебной тайны обязательно не только врачами, но и другими медицинскими работниками. Сами студенты на занятиях в клинике и на производственной практике становятся также медицинскими работниками, которые обязаны соблюдать все требования деонтологии.

Традиция относила изучение инъекций, зондирования полых органов через естественные отверстия, некоторые другие манипуляции к тому, что называлось «уход за больными». Это объясняется тем, что их выполнение поручалось персоналу, занимающемуся преимущественно уходом. Эти лечебно-диагностические элементы хирургической деятельности, относящиеся к так называемой «малой хирургии», целесообразно изучать в рамках общей хирургии отдельно, на высоком теоретическом уровне с должным анатомическим, клиническим и техническим обоснованием. Беглое, поверхностное изучение инъекций, инфузий, зондирования и дренирования полых органов в курсе ухода за больным, в отрыве от освоения других элементов хирургической деятельности, в первую очередь, асептики, приводит в медицинской практике к нежелательным последствиям и осложнениям (например, постинъекционным абсцессам).

Согласно программе по общей хирургии с уходом за хирургическими больными для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000) на изучение хирургического ухода отводится 36 часов, из них 30 часов – на практические занятия. Ряд общих вопросов ухода освещается на лекциях (6 часов), но основной упор делается на практические занятия, проводимые непосред-ственно в различных подразделениях хирургической клиники и в учебных классах. Только у постели больного можно реально показать и объяснить конкретные приемы ухода. Обсуждение увиденного, опрос студентов проводится в учебных помещениях. Там же могут быть продемонстрированы учебные фильмы, слайды, таблицы, муляжи по изучаемой теме.

Бурная технизация и химизация современной медицины не оставила в стороне и уход за больными. Поэтому студенты непременно должны знакомиться с достижениями и техническими новинками в этой области.

В приложении представлен перечень элементов практической деятельности (практических навыков) по уходу за хирургическими больными. Все эти элементы подлежат обязательному практическому освоению на занятиях и реально могут быть применены студентами на производственной практике. Кроме того, этот материал входит в 1-й этап экзамена по общей хирургии, проводимый по окончании 3-го курса.

Рекомендуемая литература для углубленного изучения настоящего курса приведена в конце пособия.

Настоящее руководство включает в себя 15 практических занятий. Продолжительность каждого занятия в 2 академических часа (80 мин) представляется оптимальной. Это позволяет провести предварительное собеседование и опрос, обсудить теоретические вопросы, относящиеся к теме занятия, сделать обход и реально освоить элементы практической деятельности непосредственно в палатах и других помещениях хирургического стационара. С учетом недостаточной продолжительности занятий по-возможности следует сделать их более гибкими, с возможным привлечением студентов к конкретным мероприятиям, которые в это время проводятся в клинике и подлежат изучению (утренний туалет больных, уборка палат, транспортировка в операционную, раздача пищи, кормление тяжелобольных и т.д.), особенно касательно к тематике проводимых занятий.

Так как на практических занятиях студенты не в полном объеме усваивают все многообразие ухода за больными закрепление полученных знаний, реальное освоение практических навыков по уходу за больными происходит на летней производственной практике студентов в качестве младшего медицинского персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: