Культура. Прежде всего, заметим, что основой словообразования этого понятия является слово «культ»

Прежде всего, заметим, что основой словообразования этого понятия является слово «культ». А это является практически полным синонимом организации любой религии или религиозной секты. И здесь, по аналогии с определяющим субстанциональным элементом культуры искусство, она может быть в разной степени подлинной культурой, примитивной культурой, псевдо-культурой и анти-культурой. Причём следует отметить, что понятием «подлинная культура» и остальными 3-мя вариантами её состояния может быть охарактеризован любой социум в разные исторические периоды времени его существования.

Теперь сравним приведенные выше варианты определения этой фундаментальной характеристики любого социального объекта по словарю Ожегова и принятому нами варианту. По Ожегову сразу бросается в глаза ограниченность и где-то примитивность этого понятия. И, конечно, о состоянии культуры в разных её масштабах мы можем уже судить по состоянию трёх её основных субстанциональных элементов (наука, эзотерика и искусство) с учётом несколько обособленного от эзотерики состояния религии и первично определяющей характер состояния культуры в целом философии.

Из схемы, представленной на рис.1.3 в виде 3-х сдвоенных фигур (А, Б и В) следует, что основным критерием, характеризующим состояние любых социальных объектов, является «степень реализации созидающего творчества». Следует принять, что теоретически 100% степенью реализации созидающего творчества следует считать то условие, при котором 100% всего трудоспособного населения рассматриваемого социума, заняты общественно полезным трудом, исходя из своих потенциальных возможностей. И этот абсолютный идеальный вариант на рис.1.3 отображён на фиг.В в правой её части в виде идеального круга. Но ведь любой идеал на практике недостижим, а служит для того, чтобы к нему стремились. Правую часть фиг.А можно принять как условное изображение идеала нынешнего состояния культуры человечества в целом, к которому следует стремиться из реального его состояния, условно изображённого на левой части фиг.А. Кстати, в условиях первобытно-общинного строя, когда ещё не было никакой науки, культурное состояние этого общества можно полностью отождествлять с искусством, что условно можно отобразить также в виде фиг.В.

Совершенно очевидно, что при освобождении человечества от лжи и полуправды с переходом на конструктивную правду необходимо дифференцировано учитывать состояние культуры разных социальных объектов, начиная от выше приведенного перечня культурно-цивилизационных типов, вплоть до различных слоёв населения и отдельных в этих слоях типов людей. О современном состоянии культуры человечества в целом можно в первом приближении судить по схеме, представленной на рис.1.1. То, что, несмотря на просто фантастические достижения в области НТП, современное человечество находится в состоянии деградации, говорит о недопустимо низком состоянии его культуры, о чём мы уже достаточно подробно говорили выше. Из представленного выше обоснования схемы на рис.1.1 следует, что если в ближайшие 15-20 лет не произойдёт смена нынешней ГПМ на СПМ, человечество обречено в этот же период практически на 100% на какой-то вариант гибели.

Для обеспечения более аргументированного обоснования дальнейших наших рассуждений, я ещё раз повторю принятую нами формулировку понятия «парадигма»: «Парадигма − исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, доминирующая на определённом историческом периоде в научном сообществе». И вот здесь мы укажем на главное отличие культуры и парадигмы, которое заключается в том, что культура как качество состояния социального объекта, отражает только фактически реализованную парадигму его устройства. А всё дело в том, что, с одной стороны в научном сообществе в любом историческом периоде может быть достаточно много парадигм устройства социальных объектов, включая и человечество в целом, а с другой, как правило, представители такого сообщества зависят от «сильных мира сего», к которым следует отнести высших представителей власти и «денежных мешков». А ведь нас должна интересовать такая парадигма, реализация которой на практике будет способствовать достижению в интересующем нас социальном объекте максимизации созидания над разрушением. В масштабе человечества нас интересует такая, по сути, парадигма глобального масштаба, реализация которой на практике обеспечит дальнейшее существование человечества в режиме провозглашённой в Рио-92 концепции устойчивого развития. На рис.1.1 такой концепции в наибольшей степени соответствует траектория СПМ, соответствующая качественным характеристикам «эволюция, жизнь». Настоящая книга полностью посвящена раскрытию смыслового содержания этой парадигмы в виде конкретных сценария и технологии его практической реализации.

А пока мы ещё раз вынуждены констатировать, что существующий в настоящее время вариант парадигмы мироустройства человечества в целом ГПМ, установившийся в рамках этого варианта характер культуры, в частности, соответствующая ей система ценностей и их приоритетов не позволяют вывести человечество из нынешнего, по сути, инволюционного тупика, который в самом общем плане сопровождается следующими негативными реалиями:

1. В настоящее время у человечества отсутствует доминирующая идея его дальнейшего существования, главным образом из-за катастрофической дезинтеграции социума по межнациональным, межконфессиональным, территориальным, политическим и др. противоречиям.

2. Имеет место недопустимая степень расслоения людей по материальному благополучию.

3. Существует опасная и даже катастрофическая во многих регионах планеты загрязнённость окружающей среды с продолжающимся ростом этого негативного процесса.

4. Человечество находится в состоянии близкого исчерпания традиционных источников энергообеспечения (уголь, нефть, газ).

5. Все эти негативные реалии, взаимно влияя и усиливая друг друга, с нарастающим ускорением способствуют росту тенденции дрейфа человеческой цивилизации в сторону гибели.

И здесь встаёт сокраментальный вопрос: Какое же основное условие необходимо соблюсти, чтобы остановить сползание человечества к этому трагическому для себя финалу, а затем повернуть вектор его эволюции по восходящей траектории в сторону всестороннего прогресса, который на схеме рис.1.1 обозначен траекторией СПМ? Первичным условием практического осуществления такой трансформации должно стать осуществление коррекции сознания абсолютного большинства людей через разоблачение коварной фетишизации и скользкой мифологизации в направлении осознания подлинных ценностей и их приоритетов в рамках СПМ, исходя из ИС. Причём на первых порах такая коррекция может быть осуществлена путём гармонического сочетания методов убеждения и принуждения, с разной степенью приоритета этих крайних методов воздействия на сознание людей в зависимости от конкретной ситуации.

Предварительные суждения по характеру коррекции сознания людей мы начнём с разъяснения более правильных позиций восприятия людьми окружающей действительности в рамках трёх основных субстанциональных элементов культуры и добавленных к ним двух очень важных для формирования мировоззрения понятий, а именно «культура искусства», «культура науки», «культура эзотерики», «культура религии» и «культура философии». Здесь только в самом общем плане следует заметить, что такая коррекция с точки зрения обеспечения благополучия общества крайне необходима, с одной стороны, для переосмысления характера отношения людей к среде своего обитания, а с другой − характера более гуманного взаимоотношения между различными социальными объектами путём внесения убедительных и бесспорных для понимания абсолютным большинством людей корректив в смысловое содержание составных элементов культуры и культуры в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: