Указанная цель требует решения ряда задач:
- формирование активной жизненной позиции и личностно значимых качеств
учащихся в процессе разносторонней деятельности;
- формирование ценностного отношения учащихся к социальному устройству
человеческой жизни, к культурному наследию, к окружающему миру, природе,
людям;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников
образовательного процесса;
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в школьном
коллективе, обеспечение защищенности каждого ее члена;
- создание условий для успешной социализации учащихся;
- организация досуга подростков и молодежи с учетом их потребностей и
возрастных особенностей;
- создание комфортных условий для активизации потенциальных возможностей
личности, лучших гражданских качеств и стремления к труду;
- повышение уровня педагогического мастерства и профессиональной
успешности педагогов;
- формирование команды единомышленников в лице педагогов и родителей для
результативной работы по воспитанию подрастающего поколения.
Формирование воспитательной системы школы невозможно без формирования
воспитательных систем в классах. Отследить этот процесс позволяет детальный
анализ ВР и мониторинг степени участия в нем классных руководителей,
проводимый с 2006 года. В конце учебного года классные руководители сделали
самоанализ воспитательной работы в классе, где были отмечены достижения в
работе с учащимися и степень участия каждого класса и классного руководителя
в совершенствовании воспитательной системы школы.
Система дополнительного образования МОУ «СОШ п. Учебный»
традиционно представлена 2-мя направлениями: внеклассным и внеурочным.
Внеурочное ДО осуществлялось через деятельность кружков, которые работали
по направлениям:
- техническое: «Белая мышь» (5-8 кл, рук. Курмаева О.И.)
- эколого- биологическое: «Цветик – семицветик» (2-3 кл, рук. Отрох Л.И.),
«Зеленая аптека» (5,7 кл, рук Кожухина О.В.), «Знакомые незнакомцы» (1 кл..
рук. Татаренко Н.С.);
- творческое: «Веселые нотки» (1-11 кл, рук. Лихова Н.В.);
- художественное - эстетическое – «Марья-искусница» (5-8 кл, рук. Минева
Т.Б.); «Рисуем вместе» (4 кл., рук. Ларина Е.З.), «Фантазия» (2-4 кл, рук.
Герасименко Л.М.)
- профильное: «Юный журналист» (5-10 кл, рук., Цепцура К.С..),«Я+Я» (9-11
кл. рук. Чернышова О.Н.); «Юный пожарник» (Карпунев Ю.С.)
- туристическое «Юный турист» (6-7 кл, рук. Звягинцева Л.А.)
- спортивное: секции по волейболу для старшеклассников «Олимпия» (9-11 кл
(дев), рук. Карпунев Ю.С.) и «Колос»(9-11 кл (юн), рук. Васильчев Н.А.)
Расширившаяся сеть кружков и детских объединений дала возможность
учащимся найти новые увлечения, реализовать себя.
С целью предупреждения правонарушений в свободное от занятий время в
следующем учебном году следует продолжить работу по активному вовлечению
учащихся в детские объединения через расширение сети школьных кружков.
Методическая работа в области воспитания осуществлялась через работу
Секции воспитания, в состав которой входили 16 классных руководителей 1-11
кл, старшая вожатая, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования,
психолог, социальный педагог, администрация школы., всего 24 педагога
Главными задачами деятельности методического объединения классных
руководителей являются следующие:
– совершенствование профессионального мастерства педагогов-воспитателей;
– освоение современных концепций и педагогических технологий;
– обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;
– поощрение стремления классных руководителей к повышению
профессионального мастерства путем самообразования-обогащение знаний
педагогов-воспитателей, совершенствование их опыта работы;
-формирование нового мировоззрения и стиля работы учителя.
Методическая работа проходила в форме заседаний Секции, состоящих из 2-ух
частей – теоретической и практической. В результате работа, проведенная МО
классных руководителей за 2010-2011 уч., год способствовала:
1.повышению теоретического, научно-методического уровня подготовки кл.
рук-лей по вопросам психологии, педагогики, теории и практики воспитательной
работы;
2.формированию единых принципиальных подходов к воспитанию и
социализации личности учащихся;
3.апробированию современных форм и методов работы.
На заседаниях были рассмотрены вопросы:
О самообразовании педагогов на 2010-2011 уч.год.
О проведении III школьного конкурса «Самый классный классный».
Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие
индивидуальности учащихся.
О реализации программы «Социализация личности подростка» через систему
социальных проб.
Что такое проблема? Педагогическая поддержка ребенка в решении проблем.
Психологические особенности детей группы «риска» и детей с девиантным
поведением.
Алгоритм работы с семьями группы «риска».
Знакомство с программой для старшеклассников «Мой выбор»
Особенности эмоционального состояния учащихся в период выпускных
экзаменов.
Заседания проходили в форме проектной мастерской, презентаций, школы
передового опыта, информационных сообщений.
На всех заседаниях Секции были использованы новейшие компьютерные
технологии с применением мультимедийной установки.
На 2011-2012 учебный год были поставлены следующие задачи:
1.Вооружение классных руководителей современными воспитательными
технологиями и знанием современных форм и методов работы.
2.Координирование планирования, организации и педагогического анализа
воспитательных мероприятий.
3.Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического
опыта работы классных руководителей.
4.Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в
классных коллективах.
В 2010-2011 уч. году осуществляла работу социально-психологическая
служба. Её цель - создать благоприятные условия для развития личности ребенка
в семье и школе, оказать комплексную помощь по саморазвитию и
самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защитить
ребенка в его жизненном пространстве. Функции социально - психологической
службы выполняли социальный педагог Ларина Е.З., педагог-психолог
Курмаева О.И. классные руководители 1 - 11 классов, Совет по профилактике
правонарушений, администрация школы. Осуществлялось сотрудничество с
уполномоченными участковыми, КДН г. Ершова, ПДН г. Ершова, Центром
социального обеспечения, Центром занятости населения г. Ершов, АТП,
районной поликлиникой.
В 2010-2011 гг. решались следующие задачи:
1. Оказание психологической м педагогической помощи семьям учащихся.
2. Организация дифференцированной работы с различными категориями
учащихся и их семьями.
3.Выявление и изучение потребностей, интересов учащихся, отклонений в
поведении, адаптированности в социальной среде.
4. Взаимодействие с семьями учащихся, с классными руководителями,
учителями-предметниками для оказания полноценной психологической помощи.
5. Создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе,
предупреждение конфликтных ситуаций.
Работа социально-психологической службы охватила учащихся, родителей и
педагогов. В ходе ее осуществлены диагностическая, коррекционная,
профориентационная и просветительская работа. В течение учебного года был
осуществлен усиленный контроль за посещаемостью и успеваемостью детей
группы «риска», систематически посещались социально опасные семьи. Для 39
детей из малообеспеченных семей организовано льготное питание в школьной
столовой. Проведены традиционные мероприятия – подворный обход,
социальная паспортизация классов, создание банка данных по неполным,
многодетным, опекаемым, социально опасным семьям и семьям, находящимся в
трудной жизненной ситуации, акция «Забота». Ежемесячно проводились
заседания Совета профилактики правонарушений. Проделанная работа принесла
положительный результат – Дубовик Петр был снят с учета в ПДН ОВД г.
Ершова. В итоге число учащихся, состоящих на учете сократилось до двух
человек.
Май
2010
Май
2011
Количество учащихся, стоящих на
внутришкольном учете
0 0
Количество учащихся, стоящих на учете
в ПДН г. Ершова
2 0
В 2011-2012 году необходимо принять следующие меры:
- осуществлять просветительскую работу с родителями и учащимися по
вопросам правового воспитания;
-разработать и осуществить комплекс мер по профилактике правонарушений и
предупреждению табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании и
безнадзорности;
-проводить индивидуальную воспитательную работу с детьми девиантного
поведения;
-продолжить работу с социально опасными, неблагополучными, проблемными
семьями, защищать права детей в семьях названных категорий.
Ежегодно осуществляется организация летней занятости. Воспитательный
процесс не прерывался в летний период. В июне-июле при школе работал
летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием “Солнышко”. За две
смены в лагере отдохнули 50 учащихся 1-5 классов. Для детей ежедневно были
организованы интересные развлекательно-познавательные и оздоровительные
мероприятия, спортивные игры, питание. В целом лагерь уже не первый год
пользуется популярностью среди учащихся и получает положительные отзывы
от родителей. Работы по благоустройству школы в течение летних каникул
осуществляли учащиеся 6-8 и 10 кл. и 9 учащихся 8-10 классов,
трудоустроенные через Центр занятости г.Ершов.
Ещё одним результатом ВР школы можно считать показатель уровня
воспитанности учащихся, т.е. сформированность важнейших качеств их
личности – отношение к учебе, труду, сверстникам, к взрослым людям,
нравственные качества.