В режиме продленного дня определяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется под руководством педагога. Появляется возможность постепенно уменьшать его внешние организационные и контролирующие воздействия и наращивать собственные усилия младших школьников в самостоятельной познавательной деятельности.
Самоподготовка органически связана с уроками по соответствующим предметам: основными образовательными, развивающими и воспитательными целями, с содержанием, элементами методики умственного труда. Но, к сожалению, и внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Порой приходится наблюдать, что воспитатель даже опасается вводить что-либо отличающее самоподготовку от урока. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда воспитатель чувствует себя человеком «второго сорта» по сравнению с учителем, полностью зависит от его требований и установок. Особенно опасно, когда такое профессиональное неравенство учителя и воспитателя замечают дети.
|
|
Большие трудности вызывает самоподготовка и у молодого воспитателя. Он обычно исходит из сложившегося в практике продленного дня понимания самоподготовки как выполнения домашних заданий под руководством воспитателя и основную цель видит именно в том, чтобы дети во что бы то ни стало приготовили домашнее задание.
Здесь кроется первая серьезная ошибка воспитателя: он точно не осознает и потому не определяет заранее конкретные дидактические, развивающие и воспитательные цели самоподготовки. В процессе работы, в силу свойственной человеческому сознанию способности к целеполаганию, у детей обязательно возникают свои цели. При всем их разнообразии такие стихийные цели чаще всего сводятся к общей — побыстрее сделать заданные уроки. А отсюда — и мотивы деятельности детей, и отношение их к самому материалу заданий, своему учебному труду, воспитателю, товарищам — все то, что в основном определяет процесс воспитания.
Вторая типичная ошибка в педагогической организации самоподготовки младших школьников — перенос методических элементов урока, а часто почти полное копирование методики познавательной деятельности детей на уроке с привычным фронтальным опросом, с решением задач у доски, с ответами отдельных учеников с места. При такой работе на некоторое время может возникнуть впечатление хороших результатов: большинство учащихся выполняют домашние задания в школе, повышается средняя успеваемость. Но от внимательного педагога не может ускользнуть то, что дети больше обычного устают, что многие из них, особенно сильные ученики, теряют интерес к учебе, на уроках в классе заметно уменьшается количество ярких ответов по материалам домашних заданий, что, наконец, дети постепенно разучиваются самостоятельно работать.
|
|
Третья типичная ошибка касается организации порядка, дисциплины младших школьников в процессе самоподготовки. Часто воспитатель тратит немало сил, чтобы добиться тишины в классной комнате, и не меньшей, чем на уроке у учителя, видит в этом какой-то своеобразный профессиональный престиж. Такая иступленная забота воспитателя о тишине и порядке не случайна, ведь он ставит перед собой довольно ограниченную цель: все дети должны сделать домашнее задание. И добивается этой цели прямыми методами воздействия: строгими замечаниями, жесткими требованиями и установками, запретами всяких движений и разговоров. Такому воспитателю невдомек, что дети испытывают потребность в общении. За целый день в рамках строгих дисциплинарных требований у них уже образовался дефицит общения, который тормозит познавательную деятельность, лишает ее эмоционального заряда, сильных и ярких мотивов.
Эти типичные ошибки можно устранить, но не какими-то специальными мерами, а только в результате глубокого осмысления педагогической сущности самоподготовки.
Как и всякая форма образовательного процесса, самоподготовка призвана выполнять несколько функций:
• образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
• развивающую (развитие познавательных сил учащихся: их внимания, памяти, мышления, речи);
• воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда значимых качеств личности: честности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и др.)-
Ведущей, доминирующей функцией самоподготовки (при единстве и взаимосвязи всех трех) является воспитательная. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю технологию педагогического взаимодействия. В этом легко убедиться, наблюдая самоподготовку, где на первый план выдвинуты дидактические функции. Она непременно становится копией урока. А между тем самоподготовка в самой своей педагогической сущности несет активное воспитательное начало. Мотивы учения детей, их воля, терпение, аккуратность, умения самостоятельного умственного труда и самоконтроля именно воспитываются — их нельзя выучить, как правила, и запомнить со слов учителя. А для того чтобы такое воспитание происходило, нужны специальные ситуации деятельности младших школьников
(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. с.51-53)
Приложение №19