Пример воспитательной технологии «Групповая проблемная работа» (обсуждение ситуаций)

«Кодекс класса»

Частная технология «Кодекс класса» (другие названия: «Конституция класса», «Наши законы» и т. п.) направлена на выработку групповых норм (в традиционной педагогической терминологии - общественного мнения) относительно обще­ния и поведения в классе. Для конкретности будем считать, что педагог работает с 5 классом.

1. Создание проблемной ситуации

Педагог рассказывает притчу о людях, которые плыли на корабле, потерпели аварию и были ночью выброшены на необитаемый остров. У кого-то в кармане случайно оказался нож, у кого-то спички, у кого-то фляжка воды. Каждый устраивался, как мог. Кто-то разжег костер, кто-то сделал себе шалаш, кто-то закутывался в прихваченное одеяло. Но в шалаше оказалось холодно, у костра - ветер, под одеялом тоже холодно. Утром всем стало ясно - что-то надо делать.

«Что бы вы посоветовали потерпевшим крушение?» спрашивает учитель. Из предложений ребят (важно, чтобы прозвучали различные предложения) классный руководитель вы­бирает: «Надо договориться». «О чем?» - спрашивает педагог. Из ответов ребят выстраивается мысль: «Договориться, чтобы
помочь друг другу, вместе и дружно - сила».

2. Постановка задачи

- А не бывает ли у нас в классе, как с людьми ночью на острове? Ребята отвечают утвердительно и приводят примеры (если ребята не говорят «да», педагог напоминает случаи, ситуации в классной жизни, как иллюстрацию идеи: «И нам надо что-то делать»).

Кто предложит идею договора, правил для всего коллектива в этой ситуации, педагог или школьники, неважно. Идея в виде цели появляется на доске: разработка «Кодекса класса».

3.Правила

Классный руководитель предлагает в безальтернативной форме порядок разработки кодекса: «Пусть сначала каждый решит и напишет, какие три главные закона, правила будут в нашем классе, но такие законы, чтобы от их выполнения всем в классе было лучше. А потом мы объединим эти законы».

4. От индивидуального к групповому продукту

Дальше начинается классическая «развивающаяся кооперация». После написания индивидуальных списков законов про­должается работа в парах, когда из 6 индивидуальных правил предлагается сделать список из 3 законов. Затем все повторяется, но теперь уже из 6 парных правил создается перечень 3 законов от «квартета». Следующий аналогичный шаг – от6 «квартетных» правил к 3 от октета (Если в классе до 16 человек, стоит остановиться на квартетах).

5.Продукт проблемной работы

В итоге на доске появляется список законов, предложенных группами. Но их слишком много. Надо оставить 3, 5, 7. Для этого подключается прием мягкого ранжирования – следует отобрать, какие 5 законов самые главные. Окончательный список привлекательно и ярко оформляется. Затем устраивается процедура личного подписания кодекса (возможно с участием родителей, администрации школы).

Кодекс подписывается на какой-то сравнительно небольшой срок, например, на месяц.

Приложение 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: