Человек не чувствует блага жизни только тогда

КОГДА ОН НЕ ИСПОЛНЯЕТ ЗАКОНА ЖИЗНИ Если ты спрашиваешь, зачем зло? Я отвечаю вопросом: зачем жизнь? Злозатем, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется в освобождении от зла. Если жизнь не представляется тебе великой, незаслуженной радостью, тоэто только потому, что разум твой ложно направлен. Если жизнь людей не радостна, то это только оттого, что они не делаюттого, что нужно для того, чтобы жизнь была неперестающей радостью. Когда мы говорим, что жизнь наша не есть благо, то мы под этими словаминеизбежно подразумеваем, что мы знаем какое-то благо большее, чем жизнь. Амежду тем мы не знаем и не можем знать никакого большего блага, чем жизнь. Ипотому если жизнь кажется нам не благом, то виновата никак не жизнь, а мысами. Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват.Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, чего не могутиметь; счастливы же тогда, когда желают того, что могут иметь. Чего же люди не могут всегда иметь, хотя желают, и что могут всегдаиметь, когда желают этого? Не всегда могут люди иметь то, что не находится в их власти, непринадлежит им, то, что другие могут отнять у них, - все это не во властилюдей. Во власти же людей только то, чему никто и ничто не может помешать. Первое - это все блага мирские: богатство, почести, здоровье. Второеэто наша душа, наше духовное совершенствование. И в нашей власти как раз всето, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирскиеблага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благодают только наши усилия приближаться к духовному совершенству, а усилия этивсегда в нашей власти. С нами поступлено так, как поступил бы добрый отец с своими детьми. Намне дано только то, что не может дать нам блага. Дано же все то, что нужнонам. Эпиктет Человек испортил себе желудок и жалуется на обед. То же и с людьми,недовольными жизнью. Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если намкажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеемоснование быть недовольными собой. Человек сошел с дороги, присел к реке, заграждающей ему путь, иговорит, что тот, кто послал его идти, обманул его, и он в отчаянии ломаетруки, стоя над рекой, и бросается в реку, проклинает пославшего его ипогибает в ней, а не хочет знать того, что на том пути, с которого онсбился, были везде мосты и все удобства для путешествия. То же бывает и слюдьми, сбивающимися с единого истинного пути жизни. Они недовольны жизнью,часто губят себя только потому, что сошли с этого пути, и не хотятпризнаваться в своей ошибке. Если кто говорит, что, делая добро, он чувствует себя несчастным, тоэто означает только то, что то, что он считает добром, не есть добро. Не думай, чтобы недоумение перед смыслом человеческой жизни инепонимание его представляло бы что-либо возвышенное или трагическое.Недоумение человека перед смыслом жизни подобно недоумению человека,попавшего в общество, занятое чтением хорошей книги. Недоумение этогочеловека, не вслушивающегося или не понимающего то, что читают, исуетящегося среди занятых людей, представляет не нечто возвышенное итрагическое, а нечто смешное, глупое и жалкое. Как человек, не привыкший к роскоши, но случайно попавший в нее, сцелью возвысить себя в глазах людей делает вид, что роскошь так привычнаему, что он не только не удивляется ей, но пренебрегает ею, так и неразумныйчеловек, считая признаком возвышенного мировоззрения пренебрежение крадостям жизни, делает вид, что жизнь ему надоела, что он может представитьсебе нечто гораздо лучшее. Был такой благодетель, что хотел как можно больше добра сделать людям,и стал думать, как бы так сделать, чтобы никого не обидеть и чтобы всем былона пользу. Если раздавать добро прямо по рукам, то не сообразишь, комудавать, кто больше того стоит, а потом всех не уравняешь, - те, кому недостанется, скажут: "Зачем тем дал, а не нам?" И вздумал благодетель устроить в таком месте, где много народа,постоялый двор и собрать в этом дворе все, что только может быть на пользу ина удовольствие человеку. И устроил благодетель во дворе теплые горницы, ипечи хорошие, и дрова, и освещение, и амбары, полные хлеба всякого, иподвалы с овощами, и запасы плодов, и всякие напитки, и кровати, и постели,и всякую одежду, и белье, и обувь, и всего столько, что на многих и многихдостанет. Сделал так благодетель, а сам ушел и стал дожидаться, что будет. И вот стали заходить добрые люди, поедят, попьют, переночуют, а то ипереднюют, и день, и два, и неделю. Другой раз и возьмут что-нибудь из обувии одежды, кому нужда. Уберут все, как было до прихода, чтобы другим прохожимможно было также пользоваться, и уйдут и только знают благодарятнеизвестного благодетеля. Но вот раз зашли во двор люди смелые, дерзкие и недобрые. Сейчасрасхватали все, что было, по себе, и поднялась у них из-за добра ссора.Сначала побранились, дошло дело до драки, стали друг у дружки отнимать,стали назло портить добро, только чтобы другому не доставалось. И когдадовели дело до того, что перепортили все, что было, и стали сами зябнуть, иголодать, и терпеть друг от дружки обиды, тогда стали бранить хозяина, зачемон плохо устроил, не приставил караульщиков, мало добра заготовил, и зачемвсяких плохих людей пускает. Другие же говорили, что и нет никакого хозяина,а постоялый двор сам устроился. И ушли эти люди из постоялого двора голодные, холодные, сердитые итолько и делали, что всячески ругали друг друга, и постоялый двор, и того,кто его устроил. То же самое делают в мире люди, когда, живя не для души, а для тела,губят свою жизнь и жизнь других людей, осуждают не себя, а друг друга илиБога, если признают Его, или самый мир, если не признают Бога, а полагают,что мир сам собою устроился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: