Общая направленность личности (личная, общественная, деловая). Доминирующая мотивация основных видов деятельности (игровой, трудовой, общественной, спортивной и т.д.).
Интересы и склонности учащегося, глубина и устойчивость этих интересов.
Нравственное развитие учащегося. Взгляды и убеждения, стремления, мечты и идеалы. Их действенность в мотивации поведения (соотношение нравственного сознания и нравственного поведения).
Профессиональные интересы и склонности учащегося, их проявление в общении и различных видах деятельности.
Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы
Черты характера, преобладающие в отношениях: а) к учению; б) к труду; в) к общественным обязанностям и поручениям; г) к сверстникам; д) к взрослым; е) к товарищам; ж) к вещам; з) к самому себе.
Самооценка и уровень притязаний учащегося.
Волевые черты характера (настойчивость, дисциплинированность, отношение к трудностям и пр.). Проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.
|
|
Проявление темперамента. Близость к одному из типов темперамента по традиционной классификации (например, по методике Айзенка).
Особенности эмоциональной сферы психики. Степень эмоциональной возбудимости, импульсивности, эмоциональная устойчивость, эффективность, внешняя выраженность эмоций, умение руководить проявлением эмоций.
Способности и особенности познавательной деятельности
Общие интеллектуальные способности. Творческие способности. Специальные и практические способности (математические, литературные, музыкальные, технические, организаторские, спортивные и т.д.).
Особенности восприятия и внимания учащегося, наблюдательность.
Особенности памяти: осмысленность, точность, быстрота запоминания, длительность сохранения запомненного. Точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преобладающий тип памяти.
Развитие образного и абстрактного мышления. Последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Самостоятельность деятельности. Гибкость мышления.
Развитие устной и письменной речи. Богатство словаря.
Выводы
Указать возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.
Приведенная система оценок является примерной и может корректироваться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося при наличии обоснованной методической позиции студента.
Во время педагогической практики студент, в соответствии с изложенными выше рекомендациями, заполняет в дневнике страницу наблюдений за учащимся закрепленной группы. Затем выполняет психолого-педагогическую характеристику личности.
|
|
На выпускном курсе студенты выполняют психологический анализ коллектива группы, рассматриваемого с точки зрения того, насколько он обладает воспитательными возможностями, может ли выполнять воспитательные функции. С этой целью с первых дней практики студенты ведут записи психолого-педагогических наблюдений. По ним составляют психолого-педагогическую характеристику группы на основе изучения структуры межличностных отношений.
Основные требования к характеристике группы таковы. Характеристика должна быть развернутой и опираться на следующие данные:
а) наблюдение за группой;
б) беседы с классным руководителем и мастером группы, пре
подавателями общеобразовательных и специальных дисциплин;
в) проведенное психологическое исследование.
Характеристика должна содержать обоснованные выводы и возможные пути коррекции.