Важнейшей составляющей любой Программы развития является ее ресурсное обеспечение. Вопрос "Сколько стоит Ваша (хотя более правильно, видимо, было бы говорить "наша") Программа?" вполне уместен со стороны членов Управляющего совета и не должен ставить разработчиков в тупик. Средства, выделенные на реализацию Программы, могут быть весьма и весьма скромными, но в любом случае бюджет Программы должен быть. Программу, не имеющую бюджета, назвать программой можно только с большой натяжкой...
Для того чтобы бюджет рассчитать, необходимо достаточно правильно сформировать раздел Программы, который называется "Действия по достижению результатов". Эти действия должны быть оценены с точки зрения требующихся на их реализацию ресурсов. Довольно легко поддаются ресурсной оценке действия, формулировка которых начинается со слов "разработка", "закупка", "подготовка", "оборудование". Однако в Программе могут быть действия, с трудом поддающиеся ресурсной оценке. В этом случае целесообразно разбить эти действия на несколько более мелких.
|
|
Несколько важных замечаний:
1. Ресурсы подбираются под запланированные Программой цели и предполагаемые результаты, а не под имеющиеся в распоряжении школы средства. Естественно, что и в этом случае Программа должна быть реальной.
2. Включение в разработку Программы потенциальных инвесторов или бюджетодержателей необходимо еще на этапе анализа состояния существующей ситуации в школе.
3. В качестве представителей потенциальных инвесторов, участвующих в разработке Программы, необходимо привлекать лиц, полномочных принимать решения.
4. Наличие ясного и понятного бюджета Программы существенно повышает авторитет разработчиков и администрации школы и увеличивает шансы на получение финансирования в необходимом объеме, следовательно, и шансы на ее успешную реализацию.
5. Если для совершения действий используется рабочее время сотрудников школы, которым, например, не предполагается дополнительная оплата, необходимо сосчитать временные затраты этих сотрудников.
6. В расчете бюджета Программы должна принимать участие вся группа проектировщиков, может быть, кто-то из членов Управляющего-совета (не только лица, имеющие экономическое образование).
Когда члены Совета будут знать бюджет Программы (в каком количестве и на что потребуются деньги), уместно говорить о возможных источниках финансирования.
Здесь, вероятно, участие Управляющего совета может оказаться весьма полезным,
--------------------
15 Дополнительные материалы о разработке школьной Программы развития приведены в приложении № 10.
|
|
поскольку бюджетные средства для реализации Программы могут быть очень ограниченными.
Уважаемые управляющие! Если Программа развития вашей школы понятна вам, а ожидаемые результаты кажутся не только привлекательными, но и реальными, вероятно, стоит подумать о помощи школе в привлечении финансовых ресурсов на ее реализацию. В поисках источников финансов не стоит замыкаться на каком-то одном источнике. В народе говорят: "Ласковый теленок двух маток сосет". И несмотря на то что источников теоретически можно придумать множество, в современной практике основным остается благотворительность родителей учащихся. Хотя у хорошего хозяина (директора) часть расходов по развитию может и должен взять на себя бюджет.
Настоящая благотворительность опирается на такие простые принципы, как добровольность, доверие, открытость, прозрачность работы школы. Благотворители должны знать, куда пойдут деньги и иметь возможность влиять на этот процесс. Объясните родителям, зачем вам (или все-таки нам?) нужны деньги, куда они пойдут, что на эти деньги получат дети.
Обсуждайте Программу развития не только на Совете, а во всех классах на родительских собраниях, выслушайте все возражения, убедите родителей. Путь сложный! Проще требовать, нажимать, но эта обманчивая легкость и временный успех.
В качестве примера ресурсного обсчета посмотрим несколько фрагментов Программы развития одного общеобразовательного учреждения.
Фрагмент А. "Информатизация образовательной среды школы"
Цель: внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Планируемые результаты:
· оборудованы 10 автоматизированных рабочих мест (АРМ) для учителей-предметников и 2 для заместителей директора школы, объединенных в локальную сеть;
· оборудовано 10 рабочих мест для учащихся;
· 15 учителей освоили программу "Использование ИКТ в образовательном процессе";
· разработаны примерные варианты проведения учебных занятий с применением ИКТ по биологии, географии, истории, физике, иностранным языкам;
· система стимулов для учителей и учащихся, использующих ИКТ.