Бюджет, или сколько стоит Программа развития

Важнейшей составляющей любой Программы развития является ее ресурсное обеспечение. Вопрос "Сколько стоит Ваша (хотя более правильно, видимо, было бы говорить "наша") Программа?" вполне уместен со стороны членов Управляющего совета и не должен ставить разработчиков в тупик. Средства, выделенные на реализацию Программы, могут быть весьма и весьма скромными, но в любом случае бюджет Программы должен быть. Программу, не имеющую бюджета, назвать программой можно только с большой натяжкой...

Для того чтобы бюджет рассчитать, необходимо достаточно правильно сформировать раздел Программы, который называется "Действия по достижению результатов". Эти действия должны быть оценены с точки зрения требующихся на их реализацию ресурсов. Довольно легко поддаются ресурсной оценке действия, формулировка которых начинается со слов "разработка", "закупка", "подготовка", "оборудование". Однако в Программе могут быть действия, с трудом поддающиеся ресурсной оценке. В этом случае целесообразно разбить эти действия на несколько более мелких.

Несколько важных замечаний:

1. Ресурсы подбираются под запланированные Программой цели и предполагаемые результаты, а не под имеющиеся в распоряжении школы средства. Естественно, что и в этом случае Программа должна быть реальной.

2. Включение в разработку Программы потенциальных инвесторов или бюджетодержателей необходимо еще на этапе анализа состояния существующей ситуации в школе.

3. В качестве представителей потенциальных инвесторов, участвующих в разработке Программы, необходимо привлекать лиц, полномочных принимать решения.

4. Наличие ясного и понятного бюджета Программы существенно повышает авторитет разработчиков и администрации школы и увеличивает шансы на получение финансирования в необходимом объеме, следовательно, и шансы на ее успешную реализацию.

5. Если для совершения действий используется рабочее время сотрудников школы, которым, например, не предполагается дополнительная оплата, необходимо сосчитать временные затраты этих сотрудников.

6. В расчете бюджета Программы должна принимать участие вся группа проектировщиков, может быть, кто-то из членов Управляющего-совета (не только лица, имеющие экономическое образование).

Когда члены Совета будут знать бюджет Программы (в каком количестве и на что потребуются деньги), уместно говорить о возможных источниках финансирования.

Здесь, вероятно, участие Управляющего совета может оказаться весьма полезным,

--------------------

15 Дополнительные материалы о разработке школьной Программы развития приведены в приложении № 10.

поскольку бюджетные средства для реализации Программы могут быть очень ограниченными.

Уважаемые управляющие! Если Программа развития вашей школы понятна вам, а ожидаемые результаты кажутся не только привлекательными, но и реальными, вероятно, стоит подумать о помощи школе в привлечении финансовых ресурсов на ее реализацию. В поисках источников финансов не стоит замыкаться на каком-то одном источнике. В народе говорят: "Ласковый теленок двух маток сосет". И несмотря на то что источников теоретически можно придумать множество, в современной практике основным остается благотворительность родителей учащихся. Хотя у хорошего хозяина (директора) часть расходов по развитию может и должен взять на себя бюджет.

Настоящая благотворительность опирается на такие простые принципы, как добровольность, доверие, открытость, прозрачность работы школы. Благотворители должны знать, куда пойдут деньги и иметь возможность влиять на этот процесс. Объясните родителям, зачем вам (или все-таки нам?) нужны деньги, куда они пойдут, что на эти деньги получат дети.

Обсуждайте Программу развития не только на Совете, а во всех классах на родительских собраниях, выслушайте все возражения, убедите родителей. Путь сложный! Проще требовать, нажимать, но эта обманчивая легкость и временный успех.

В качестве примера ресурсного обсчета посмотрим несколько фрагментов Программы развития одного общеобразовательного учреждения.

Фрагмент А. "Информатизация образовательной среды школы"

Цель: внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Планируемые результаты:

· оборудованы 10 автоматизированных рабочих мест (АРМ) для учителей-предметников и 2 для заместителей директора школы, объединенных в локальную сеть;

· оборудовано 10 рабочих мест для учащихся;

· 15 учителей освоили программу "Использование ИКТ в образовательном процессе";

· разработаны примерные варианты проведения учебных занятий с применением ИКТ по биологии, географии, истории, физике, иностранным языкам;

· система стимулов для учителей и учащихся, использующих ИКТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: