Аксиомы работоспособного состояния механизма

Работоспособное состояние механизма характеризуется следующими признаками: низким уровнем вибрации и шума; плавностью работы, отсутствием толчков и ударов при изменении направления вращения; температурой корпуса не превышающих предельных значений; отсутствием раскрытия стыка корпусных деталей и затянутыми резьбовыми соединениями; отсутствием подтекания масла.

Работоспособное состояние механизма обеспечивается: соосностью валов, выдержанной в допустимых пределах и выставленной с учетом рабочей температуры двигателя и механизма; постоянным или периодическим поступлением в узлы механизма смазки с оптимальными техническими характеристиками; уровнем рабочих нагрузок, не превышающих допустимого значения; равномерной затяжкой резьбовых соединений; выполнением всех заданных функций; периодической смазкой зубчатых муфт, шарнирных соединений и заменой отработанной смазки; оптимальными значениями зазоров, находящихся в допустимых пределах и учитывающих тепловое расширение детали; оптимальными параметрами шероховатости рабочей поверхности; параллельным расположением валов на необходимом расстоянии.

Работоспособность подшипников качения характеризуется: отсутствием проворачивания колец подшипника на валу и в корпусе; отсутствием трещин в деталях подшипника; значениями зазоров в допустимых пределах; шероховатостью поверхности тел качения и беговых дорожек; качественным смазыванием.

Работоспособность зубчатых передач обеспечивается: необходимым размером пятна контакта; допустимыми значениями бокового зазора и размерами зубьев; шероховатостью поверхности зубчатых колес; отсутствием проскальзывания рабочих поверхностей; неподвижное соединение с валом.

Работоспособность валов обеспечивается прямолинейностью; правильным расположением; отсутствием следов износа посадочных поверхностей; целостностью шпоночных и шлицевых соединений.

Работоспособность муфт предполагает целостность деталей; равномерность износа элементов, в допустимых пределах; неподвижностью соединений деталей.

В целом работоспособное состояние узлов и деталей определяется: отсутствием трещин; отсутствием повреждений сопрягаемых элементов; определенными параметрами шероховатости рабочих поверхностей; наличием оптимальных зазоров сопрягаемых деталей.

Рассмотрим характерные неисправности центробежного компрессора как наиболее характерного примера механизма с двухопорным валом, и вид их проявления. Кинематическая схема данного имеет межопорное расположение исполнительного органа. Словарь неисправностей, представляющий перечень возможных неисправностей и их характеристик, наиболее типичных для центробежных компрессоров приведен в таблице 5.

Характеристика неисправности Причина неисправности
Вибрация и периодические стуки в подшипниках ротора Повреждение подшипника
Глухой металлический стук и вибрация Неплотная посадка рабочего колеса
Повышенная вибрация, стук, скрежет Задевание ротора за статор
Вибрация и чрезмерный шум компрессора Неправильное центрирование валов компрессора и электродвигателя
Характерный шум Проворот подшипника на валу
Свистящий шум в подшипниках ротора, повышение температуры Недостаточное количество смазки в подшипниках
Перегрев подшипников Неправильное центрирование валов компрессора и электродвигателя
Нагрев подшипников Перекос подшипника или вала
Нагрев подшипников Зазоры в посадке подшипника на валу и в корпусе
Нагрев подшипников Повреждения в подшипниках компрессора и двигателя
Перегрев подшипников Повреждения в подшипниках компрессора, двигателя
Нагрев двигателя Задевание ротора за статор
Нагрев двигателя Крышки корпуса подшипников установлены в упор или с натягом
Резкий рост температуры подшипника Разрушение сепаратор
Повышение температуры, вибрация и стук в подшипниках ротора Усталостный износ подшипника
Резкий рост температуры подшипников ротора Пережатие наружной обоймы из-за неправильной геометрической формы отверстия корпуса
Резкий рост температуры подшипников Недостаток или загрязнение смазки
Повышение температуры подшипников ротора на 10-15 градусов от нормального уровня. Течь смазки через уплотнения. Излишек смазки. Несоответствие типа залитой смазки рекомендуемой.
Повышенная вибрация электродвигателя Недостаточная жесткость фундамента.
Повышенная вибрация Увеличены зазоры в подшипниках
Повышенная вибрация Дисбаланс ротора
Повышенная вибрация Зазоры в посадке подшипника на валу и в корпусе
Повышенная вибрация Ослабление крепления фундаментных болтов
Повышенная вибрация Повреждения в муфтах
Вибрация компрессора и электродвигателя Изгиб вала ротора
Повышенная вибрация Повреждение лопаток рабочего колеса
Повышение вибрации электродвигателя Недостаточная жесткость фундамента

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: